Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.02.2018, 08:38

Чернухинский Дом детского творчества



Меню сайта
Категории раздела
Лицензии, свидетельства [10]
Устав и локальные акты [3]
текущие документы [32]
Мини-чат
Статистика

Сейчас с нами: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Можно загрузить!

Главная » Файлы » Документы администрации » текущие документы

Педагогический совет
19.10.2015, 15:05

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей  Дом детского творчества Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества

 

 

                                                   

 

 

 

 

Педагогический  совет

« Помогающие отношения -     необходимое   условие  образовательного процесса»

                   

 

 

Составитель: методист    

 по УВР Коткова Елена Михайловна, I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Чернуха  2012 г.

 

 

Содержание:

п/п

Наименование  раздела

Страница

1

Введение

(анкетирование – определение коммуникативной способ-ности).

4-5

2

Помогающие отношения:

 

5

2.1

личностный рост

5

2.2

актуализация опыта (диспут)

5-6

2.3

принципы помогающих отношений

(упражнение  «искренность перед самим собой»)

6

2.4

принятие  другого  как ценности

( упражнение  « Безусловная любовь»)

6-7

2.5

эмпатическое  понимание (упражнение  «эмпатия»)

7-8

2.6

эмпатическое слушание ( упражнение  «Отражение чувств»)

8-9

3

Подведение  итогов (анкетирование)

9

4

Приложение № 1

10

5

Плакаты

11

5

Схема  взаимодействия

12

6

Словарь терминов

13

7

Используемая литература

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 Если бы мы знали других  так же,

                                              как самих себя, предосудительные

                                              их поступки  показались бы нам

                                              достойными  снисхождения.

                                                                               /  А. Моруа/

 

 

Цель: 

 

   Помочь педагогу в осмыслении значимости  коммуникативной деятельности  как    условия  овладения  педагогикой взаимодействия.    

                                                     

Задачи: 

 1. Ознакомить участников педагогического совета с основами гуманистического    подхода к обучению.

 

 2. Объяснить смысл и принципы помогающих отношений.

 

 3.Отработать отдельные аспекты помогающих отношений.

 

Материалы:  плакаты, картинки  обучающихся, анкеты,  раздаточный материал, схема взаимодействия, музыкальный материал.

                       

Подготовка к педсовету:

 

1.оформляется кабинет: схема взаимодействия,  картинки, плакаты, высказывания;

2. объявляется  план  проведения  педсовета;

3.на столах   раздаточный  материал( вопросы анкет, вопросы для диспута,  словарь  терминов, приложение №1)

4.звучит  музыка, педагоги  знакомятся  с  приложением № 1.

 

Введение.

 

   Антуан де Сент-Экзюпери  утверждал, что нет ничего дороже  роскоши  человеческого общения. Почему оно так дорого нам? Что побуждает нас к общению? Только ли потребность в совместной деятельности. Не только. Как разнообразны потребности человека, так различны и побуждения к общению.

         Успех педагогического общения во многом зависит от умения организовать целостный процесс коммуникативной деятельности, т.е. от уровня коммуникативной культуры педагога. Первое условие становления и развития коммуникативной культуры – понимание психологических закономерностей общения и учёт их в процессе общения с учащимися,   родителями,  коллегами. В чём причина «нестыковки» смысловых позиций партнёров? Именно в психологических особенностях общения. Знать их педагогу полезно и для того, чтобы успешнее общаться с воспитанниками и для того, чтобы самому чувствовать себя комфортно в образовательном процессе. Попробуем представить себе акт общения между двумя партнёрами (или коммуникантами, как их называют в теории коммуникативной деятельности). Первый коммуникант, инициатор общения, посылает второму свою информацию. Что воспринимает собеседник: то что слышит или нечто другое и от чего это зависит?

А сейчас давайте проверим, насколько развита в Вас коммуникативная способность

( заполните анкету).

 

1 .  Даёте  ли  вы собеседнику  возможность  высказаться?

2.  Обращаете  ли  внимание  на  подтекст?

3.  Стараетесь  ли  запомнить  услышанное?

4.  Обращаете  ли  сразу  внимание  на  главное?

5.  Стремитесь  ли  сохранить  в  памяти  самые  существенные      факты?

6.  Обращаете  ли  внимание  собеседника  на  выводы из его     собственной  информации?

7.  Умеете  ли  вы  воздержаться  от  возражения , когда  высказываемая  точка  зрения раздражает  Вас?

8.  Подавляете   ли  желание  уклониться  от  обсуждения   неприятных  новостей?

9.  Стараетесь  ли  сосредоточить  внимание,  не  отвлекаться на      собственные  мысли?

10.   Охотно  ли  беседуют  с  вами?

 

Варианты  ответов:

 

Всегда -4 балла,   часто -3 б.,  иногда- 2 б.,  никогда-1 б.



Итого баллов: ________



Интерпретация.   32  и  выше  баллов  отлично,  27 – 31  балл – неплохо  умеете слушать,   22 -26 баллов – Вам полезно потренироваться в умении слушать,  менее 22 баллов – Вам трудно сосредоточенно слушать партнёра. Надо понять причину: то ли рассеивается внимание из-за обилия собственных проблем, то ли Вы вообще больше  слышите  себя, чем  других.


Один из основоположников гуманистической  психологии, классик с мировым признанием Карл Роджерс в своей теории коммуникативного подхода говорит о помогающих отношениях  в общении  как о необходимом  условии  образовательного  процесса.


 


Итак, что же такое помогающие отношения?

 

  1. Помогающие отношения.

 

Помогающие отношения – такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон поощряет другую к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных  внутренних  ресурсов.(К. Роджерс).

Карл Роджерс – известный американский психолог выделил 4 качества, которые необходимы для успешного развивающего общения  людей  друг с другом.

1 качество – конгруэнтность (термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и сознания.  Конгруэнтность – соразмерный, соответствующий, совпадающий. Конгруэнтность – свободное переживание, осознание  и  выражение чувств.)

2  качество  –  принятие себя таким, какой  ты есть.

3  качество  – принятие  другого  человека.

4 качество – эмпатическое понимание. (понимание эмоционального состояния другого  человека посредством сопереживания,  проникновения  в  его субъективный  мир).

 Что же понимается под личностным ростом человека?

 

  Личностный рост – активизация своего потенциала, тенденции к движению, к зрелости. Люди, имеющие такие отношения в течение даже относительно небольшого времени, претерпевают глубокие и значимые изменения в личности, установках, поведении. В отношениях такого рода индивид становится более активным,  целостным. Он меняет восприятие себя, и в результате становится более реалистичным. Он всё больше похож на того человека, каким хотел бы быть. Он больше ценит себя. Он становится более уверенным в себе и лучше себя контролирует. Он начинает лучше себя понимать и становится более открытым своему опыту. Он меньше отвергает или вытесняет свой прошлый опыт. Он лучше понимает других и видит их более похожими на себя. Его поведение становится более зрелым. Он меньше защищается, лучше адаптируется, способен творчески проявлять себя в различных  ситуациях.

 Если  педагог сможет создать такие отношения с детьми, ребёнок будет более  активным в познании, более творческим и дисциплинированным,  менее тревожным и управляемым другими.

                             Актуализация  опыта.

Участникам педсовета раздаются листы бумаги, разделённые на 2 части. Слева они пишут окончание предложения « В моих взаимоотношениях с учениками мне нравится . . . .», справа – окончание  предложения « В моих взаимоотношениях с учениками мне не нравится . . . «. Далее они объединяются в группы и обсуждают написанное:

1. Насколько я могу повлиять на мои взаимоотношения с учениками?

2.Как  можно  было  бы  улучшить  эти  взаимоотношения?

3.Чего больше в моих взаимоотношениях с моими учениками – радостей  или  огорчений?

4. Почему это так?

Далее представитель от группы озвучивает наиболее интересные  выводы  и  предложения. (Или записывают на больших листах и защищают).

                   Принципы  помогающих  отношений.

Нуждаются ли ваши отношения с учениками в улучшении? Можно ли ваши отношения назвать помогающими?

Итак, каковы же принципы  помогающих отношений?

1.Искренность. Чем искреннее мы в отношениях, тем полезнее они для ученика. Это значит, что мы должны  как можно больше знать о своих чувствах, нежели внешне демонстрировать одно отношение, а на более глубоком или неосознаваемом  уровне скрывать другое. Искренность включает в себя стремление к выражению в речи, в поведении различных чувств и отношений, которые мы  испытываем. Только таким образом отношения могут стать откровенными, а откровенность чрезвычайна важна. Это первое условие. только обеспечив искренние отношения к самому себе, можно способствовать тому, чтобы и другой человек смог обрести его по отношению к себе. Искренние отношения очень важны.

              Упр.   «Искренность  перед  самим  собой».

На искренность нужно отважиться. Для начала вы прочтёте несколько вопросов, над которыми нужно задуматься индивидуально.

  • Уверены ли вы, что всё о себе знаете?
  • Есть ли что-то, о чём вы можете сказать: «Этого я о себе не знаю»?.
  • Есть ли что-то такое, что о вас знают другие, но вы сами не знаете о себе?
  • Есть ли что-то в вас, о чём можно сказать:» Я даже не знаю, что я этого не знаю»?
  • Позволяете ли вы себе переживать какие-то чувства, когда взаимодействуете со своими учениками?
  • Готовы ли вы к тому, чтобы свободно выражать свои чувства перед учениками?

  Более всего об искренности человека свидетельствует способность сомневаться в своей правоте. Чем чаще человек говорит: «Я прав», или «Но я же права», или « Вот видишь, я же говорила»,  тем больше у него проблем. Правота никогда не была хорошим аргументом во взаимоотношениях между людьми, ибо привычка получать удовольствие, доказывая кому-то свою правоту, предполагает что при этом вы наслаждаетесь также неправотой вашего собеседника. Именно поэтому люди не испытывают тёплых чувств к тем, кто  постоянно  твердит о том, что он прав.  

                       

Принятие  другого   как   ценности.

 Чем больше мы  расположены к человеку, чем больше мы принимаем его, тем  вернее, что можем создать такие отношения, которые будут ему полезны. Под принятием подразумевается тёплое отношение к нему как к человеку, который, безусловно, обладает ценностью  независимо от его состояния, поведения или чувств. Принятие  означает  уважение и расположение к человеку как к отдельной личности, желание того, чтобы у него были собственные чувства. Принятие означает уважение ко всему спектру отношений человека в определённый момент времени независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат они прежним отношениям или нет. Такое принятие каждого меняющегося аспекта другого человека создаёт  для него ощущение теплоты и безопасности, а безопасность является очень важной и необходимой для признания себя как личности составляющей   помогающих  отношений.  

                           упр. « Безусловная   любовь»

Второй аспект помогающих отношений – это тёплое принятие других людей.

  Сядьте поудобнее. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для вас людей – родителей, мужа, друзей, детей и т.д. Скажите каждому из них « Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя  таким какой  ты есть».

  Найдите среди значимых для вас людей тех, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые по вашему мнению, недостойны  вашей поддержки, у которых вы не видите сильных сторон,  которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие  требования вы предъявляете этим людям, при каких условиях вы могли бы сказать им: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

   Теперь попробуйте поставить себя на место кого-либо из этих людей. Попробуйте понять, почему он критикует вас  или плохо относится к вам. Что происходит с ним, когда он общается с вами?

   Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете?

     Теперь вернитесь на своё место и попробуйте честно сказать: «Я прощаю тебя за… и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».

  Как вы реагировали на это упражнение? Многих ли вы не можете  любить  безусловно?

    Возникает ли у вас чувство протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки каждого из ваших учеников и других значимых для вас людей?

   Только лишь безусловное принятие другого как конструктивной  личности и безусловное принятие самого себя даёт человеку возможность видеть достоинства у самых «ужасных  и  трудных» подростков.

   Только такое отношение может сформировать у человека истинную уверенность в себе, свободу поведения и свободу собственных жизненных выборов, потому что это – не оценка, не внешняя опора, на которую человек привыкает всегда оглядываться и без которой он не может существовать, а указание на то хорошее, что есть в нём самом, и именно эта ёго внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и личностного роста.

                          Эмпатическое   понимание.   

Обнаружено, что отношения важны для усиления постоянного стремления к пониманию – тонкой  эмпатии к каждому чувству и высказыванию ученика, как он сам воспринимает их в настоящий момент. Принятие само по себе мало что значит без понимания. Только тогда, когда понимаешь чувства и мысли , которые кажутся вам ужасными или неинтересными, сентиментальными или эксцентричными, только когда смотришь на них вашими глазами и принимаешь и  их, и себя, только тогда вы становитесь по-настоящему свободными для того, чтобы исследовать самые укромные уголки и пугающие трещины своего внутренненго и часто скрытого опыта. Эта свобода является необходимым условием отношений. Таким образом эти помогающие отношения характеризуются некоторой  прозрачностью с вашей стороны, когда ваши чувства очевидны; принятием другого человека как ценности; глубоким эмпатическим  пониманием, которое позволяет человеку увидеть свой собственный мир своими глазами. Если эти условия достигаются, вы становитесь спутником, сопровождающим ученика в пугающем его поиске себя, который с вашей помощью он свободно совершает.

                              Упр.  «Эмпатия»

Цель: помочь участникам педсовета эмпатически  почуствовать  эмоциональное  состояние  другого  человека.

       Сидя в кругу, члены группы слушают одного из участников, который должен произнести  эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий. Группа обсуждает  результаты.

                           

Эмпатическое   слушание.

Давайте  подумаем, зачем вы рассказываете кому-то о своих проблемах? Может быть для того, чтобы выслушать совет, как вести себя в сложившейся  ситуации? Или для того,чтобы вас оценили, сказали, правильно ли вы ведёте себя? Или, может быть,для того чтобы услышать, как вёл себя собеседник в аналогичных обстоятельствах? Наверное всё же нет. Для любого человека главное в таких случаях – желание, чтобы его поняли,  разделили с ним те чувства,  переживания, которые он испытывает. Ведь говорят, что горе  разделённое уменьшается вдвое, а разделённая радость вдвое увеличивается. Главное, видимо, состоит именно в этом –в понимании  чувств собеседника и сопереживании ему. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания, такого, которое даёт другому человеку облегчение и, как это ни неожиданно, открывает ему новые пути для понимания самого себя.

  Таким образом, наиболее важным в нашем случае является эмоциональная окраска беседы. Разговор о собственных проблемах, собственной  личности, является столь важным и значимым для подростка, а предмет разговора – столь туманным, что для него основным смыслом разговора становится не передача информации о том, что и каким образом произошло, а то выражение чувств, которое он переживает по этому поводу. В этом случае важно не столько понимание тех слов, которые он говорит,сколько понимание его эмоционального состояния, того, что он переживает в данный момент. Именно поэтому всякому работающему с подростками педагогу необходим навык эмпатического слушания, то есть слушания, при котором слушатель (педагог) способен переживать те же чувства, которые переживает подросток, и, подобно зеркалу отражать их,  чтобы подросток сам лучше начал понимать и принимать себя вместе со своими противоречивыми чувствами. 

                     Упр.  «Отражение   чувств».

Цель: помочь участникам педсовета испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств  и  отражение  содержания.

  Упражнение выполняется в парах :

 Первый член пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнёр в момент говорения (отражение чувств). Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем члены пары меняются ролями. После выполнения упражнения в парах  группа обсуждает его по схеме:

 * Какие трудности были у вас во время выполнения  упражнения?

 *   Какие  чувства  вы  испытывали?

 * Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

 

                                 3. Подведении  итогов.

Всем  участникам  предлагается  высказаться в круг, ответив на вопросы:

1.Как вы себя чувствуете?

2. Что было важным в сегодняшнем  педсовете, что затронуло?

3. Будете ли вы в дальнейшем использовать принципы  помогающих отношений?

                             

                                               Точка, точка, два крючочка,

Носик, ротик, оборотик,

Ручки, ножки, огуречик,

Получился человечек!

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете —

Мы за это все в ответе!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу,

Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

 Но иначе невозможно:

Только так из человечка

Выйдет Человек!

 

Впрочем, знают даже дети,

Как прожить на белом свете:

Легче этого вопроса

Нету  ничего

Просто надо быть правдивым,

 Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым –

Только и всего!

 

 

 

 

Плакаты

 

 

Понять и исполнить

Желание другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

                                 

  Гуманность – сгусток

                                    всех других добродетелей

                                                                  /К.Гельвеций./

 

 

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как история планет

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё,

У каждого – свой тайный личный мир.                                       

                                              /Е.Евтушенко/

                               

 

 

        Если бы мы знали других так же,

                                 как самих себя, самые предосудительные

                  их поступки показались бы нам           достойными  снисхождения.                                                                                                                                          /А. Моруа/

 

Когда поёт душа?  Когда её не душат,

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает …

Тогда поёт душа!

                                                 /Е. Победимская/

 

 

 

 

Словарь терминов

 

 

КОММУНИКАЦИЯ — акт общения, сообщения информации

( от латинского communicar, что означает-связывать, делать общим, общаться).

ЭМПЛТИЯ — способность сочувствия, понимания состояния воспитанников.

ПРИНЯТИЕ   это, по определению К.Роджерса, принятие ребёнка таким, как он есть.

КОНГРУЭНТНОСТЬ - соответствие позиции воспитанников,

искренность и открытость им.

КРЕАТИВНОСТЬ - это не только способность к творчеству, но и быстрота реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артистизм, способность увлекать, реагировать с юмором.

СУГГЕСТИВНОСТЬ - способность воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу, доброжелательный микроклимат.

ТЕРПИМОСТЬ - толерантность, принятие права ребёнка на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку

СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмыслении того, что происходит с ними.

 

 

4. Используемая литература

 

 

1. Зарецкая И.И.  Профессиональная  культура  педагога

    АПК и ПРО  Москва 2005.

2. Бюллетень программно-методических материалов для

    УДОД  № 2 2007г.    

Приложение 1

 

Категория: текущие документы | Добавил: методист
Просмотров: 136 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018