Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества
Мастер-класс
«Повышение профессионального мастерства педагогов через освоение технологии проектного метода»
Составитель: методист
по УВР Коткова Елена Михайловна, I кв. категории
с. Чернуха 2014 г.
Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов через освоение проектного метода.
Задачи: 1. Систематизировать теоретические знания педагогов о проектной деятельности в образовательных учреждениях.
2. Стимулировать творческую активность педагогов.
3. Обменяться имеющимся опытом работы по данной теме.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экспонаты кормушек, плакаты.
Структура проведения: 1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия.
1. Введение.
Здравствуйте коллеги! Все вы используете в своей практике проектную деятельность. На сегодняшний день мною накоплен небольшой практический материал в данном направлении, которым я хотела бы с вами поделиться. Сегодняшнюю нашу встречу мне бы хотелось посвятить одной актуальной проблеме, которая стоит очень остро- это забота о зимующих птицах. Для решения данной проблемы я разработала проект «Зимующие птички».
2. Теоретическая часть.
Но для начала давайте вспомним этапы развития и алгоритм проектной деятельности. На экране представлены этапы:
1 этап – познавательно-исполнительский . Алгоритм действий:
1 шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы;
2 шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивации;
3 шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;
4 шаг – совместное движение взрослых и детей к результату;
5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2 этап – оценивающий. Алгоритм действий:
1 шаг – выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;
2 шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
3 шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта;
4 шаг – выполнение детьми проекта дифференцированная помощь взрослых;
5 шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
6 шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.
3 этап – творческий. На третьем - творческом этапе развитие проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. Алгоритм действий:
1 шаг – выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей либо обеих сторон;
2 шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
3 шаг – планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнёра. Определение средств реализации проекта;
4 шаг – выполнение детьми проекта, творческие опоры, достижение договорённости, взаимное общение, помощь детей друг другу;
5 шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, оценивание причин успехов и неудач;
6 шаг – определение перспективы развития проектирования.
А теперь представляю вашему вниманию наш совместно разработанный с детьми проект «Зимующие птички».
Цель: Изучить птиц нашего региона, узнать об их особенностях поведения и питания в процессе наблюдения за ними на прогулке, улице, за прочтением спец. литературы о птицах.
Задачи: -воспитывать гуманное отношение к птицам;
-развивать у детей наблюдательность;
-способствовать приобретению детьми навыков совместной деятельности;
-научить самостоятельно изготовить кормушку и заготовить корм для зимующих птиц.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, комбинированный.
Проблема: отсутствие в городе и детском саду кормушек и скворечников для зимующих птиц.
Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, предопределенными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, ориентированной на уникальные отношения « ребенок- ребенок» с особыми образовательными потребностями, которые строятся на сопереживании, помощи, взаимном сотрудничестве.
Содержание практической деятельности по реализации проекта: в основу работы с детьми положен принцип глубокого погружения в тему, проблему, которая дает возможность младшим школьникам прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Проблема является всего лишь канвой, которая позволяет интегрировать все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными для них.
Предполагаемые результаты:
- создание кормушек и скворечников;
-заготовка кормов для зимующих и перелетных птиц;
-проявление заботы и любви к братьям нашим меньшим;
-выставка рисунков птиц;
-сочинение рассказов и сказок о птицах.
Участники проекта: учащиеся 1-2 классов, родители.
Форма работы с детьми:
-видео презентация (разнообразие птиц нашего края);
-наблюдения за птицами на прогулке и экскурсиях;
-прочтение литературы по данной теме;
-изобразительная деятельность;
-беседа.
Перспективы: -постановка новой проблемы, разработка и реализация нового проекта;
-дальнейшее взаимодействие с детьми по другим образовательным областям в данной проблеме.
3. Практическая часть.
Так как в перспективе у нас стоит постановка новой проблемы, разработка и реализация нового проекта, давайте составим с вами новый проект, и запустим его в работу весной. А назовем его «Встреча перелетных птиц». Для успешной разработки проекта нужно определить: вид проекта актуальность темы цель задачи участников проекта продукт проекта сроки реализации ожидаемый результат формы работы педагога с детьми формы работы педагога с родителями самостоятельная деятельность детей .
4. Рефлексия.
Вам понравилось составлять проект? Из нашей встречи вы почерпнули для себя что–то новое? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Я хочу всех поблагодарить за участие и творчество. |