Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества
Методическое объединение педагогов дополнительного образования детей
Тема: «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования детей».
Составитель: методист
по УВР Коткова Елена Михайловна, I кв. категории
с. Чернуха
2014 г.
Цель: повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.
Задачи:
- Расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения обучающихся;
- Тренировать личностные, коммуникативные, перцептивные (способность к восприятию и пониманию) качества педагога, его эмоциональную устойчивость, умение прогнозировать ситуацию.
План работы МО:
I Теоретическая часть:
- Современное состояние детства, как социальные проблемы.
- Роль УДОД в профилактике девиантного поведения.
- Категории проблемных обучающихся.
- Методы и формы работы с проблемным ребенком (из опыта работы).
II Практическая часть.
Подготовила и провела: Коткова Елена Михайловна- методист I кв. категории.
«Современное состояние детства как социальные проблемы».
Подростки с девиантным поведением.
В 15 колониях Российской Федерации находятся 21 602 подростка.
В Р. Ф. 600 000 детей имеют одного родителя.
1500 находятся в тюрьме г. Челябинска.
Каждое 7 преступление в России совершает подросток.
5000 преступных группировок в России.
57 колоний в России для подростков.
В Москве до 70 000 проституток, 80% детская проституция.
Факторы:
- 74%- пережили сексуальное насилие
- 60%-физическое насилие в семье.
- Развитие посттравматического синдрома приходится на подростков, имеющих психологические отклонения.
- С каждым годом подростковое население сокращается;
- Каждый 5 рождается больным или заболевает;
- Более 1 млн. детей - инвалиды;
- От 2- 4 млн. детей бродяжничают;
- Около 2,5 млн. детей негде не обучаются;
- Число детей- сирот 650 тысяч;
- 40 % детей подвергаются насилию в семье;
- 16 % учащихся испытывают насилие со стороны учителей в школах - физическое;
- 22 % учащихся - психологическое;
- За последние 10 лет смертность от самоубийств в детском возрасте возросла на 100%;
- Противоправное поведение детей растет в 2 раза быстрее, особенно по тяжким преступлениям;
- За последние 5 лет детская преступность выросла в 2 раза;
- Число правонарушений, совершаемых девушками, составляет 57 % (Ишимбай, Улан - Уде, Покров, Кургамыш- 4 спец. ПТУ в России);
- Число детей задержанных за правонарушения больше в два раза и больше одного миллиона в год, 27% из них до 14 лет;
- 30 000 преступных группировок детей в России, 80% - несовершеннолетние преступники;
- За последние 3 года количество детей по поводу наркомании, стоящих на учете больше в 2,8 раза;
- Около 35 % школьников имеют опыт употребления наркотических и токсических средств, 70 % употребляют алкоголь;
- К 17 годам ½ часть подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков. При этом на 10% больше чем мужчин и женщин;
- Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет возросло в 2, 4 раза, а среди подростков больше, чем в 20 раз;
- В возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психологическую патологию среди дошкольников, лишь у 45 % отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике. Среди школьников распростроняемость нервно- психических расстройств достигает 70- 80%;
- Среди детей со школьной дезадаптацией у 93% выявляется те или иные психологические процессы;
- Среди беспризорных детей лишь 6% могут быть признаны психологически здоровыми;
- Среди воспитанников детских домов 100% нуждается в психико-терапевтической помощи;
- 80 % детей, попадающих в спец школу требуют срочной
- психико-терапевтической помощи.
«Дети группы риска»
- Дети, проживающие в асоциальных дезорганизованных семьях;
- Дети - социальные сироты;
- Дети с асоциальным, т.е. криминальным поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности, 14 лет;
- Дети, находящиеся в особо трудных условиях.
Процесс социализации.
Стадии социальной дезадаптации:
- Педагогическая запущенность
(отставание по школьным программам, невосприимчивость к
педагогическому воздействию);
- Социальная запущенность сопротивляются пед. воздействию, отчуждение от семьи и школы, бродяжничество, наркомания и т.д.).
Девиантное поведение (от лат. deviatio- отклонение), т.е. поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам.
Делинквентное поведение (от лат. delin-guens- правонарушитель и криминальном) крайняя форма девиантного поведения, когда человек преступает закон, совершая уголовно наказуемые действия.
Аддиктивное поведение (от англ. addict- увлекающийся чем-либо дурным), определяющимся дурными пристрастиями. К видам аддиктивного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, увлечение азартными играми и т.д.
Социальная дезадаптация- процесс обратимый, его переориентация может начаться за счет включения подростка (ребенка) в новые социально значимые отношения и виды деятельности.
Категории проблемных обучающихся, которые стали выделяться последние 5 лет:
- Дети, подвергшиеся насилию со стороны взрослых или сверстников. По данным РАО, 10% из этих детей погибают, 20% в дальнейшем имеют отклонения в физическом и психическом развитии.
- Подростки, склонные к суициду, пережившие суицидальные попытки. По данным института психиатрии, среди подростков от11 до 15 лет склонны к суициду 30%. Из 1000 звонков на линию молодежного телефона доверия у 12% мальчиков и 22% девочек в возрасте от11 до 15 лет психологи фиксируют симптомы суицидального поведения.
- Подростки с различными видами зависимости: наркотики, алкоголь, табакокурение.
- Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием.
- Дети, имеющие проблемы в умственном развитии.
- Дети, имеющие проблемы в физическом развитии.
- Обучающиеся с проблемами в поведении и общении. 3 группы: застенчивые, гиперактивные и аффективные.
- Обучающиеся с проблемами со здоровьем.
Высказывания о растущем ребенке (Р. Ризонер)
- Ребенок формируется под влиянием той обстановки, в которой он растет.
- Ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать.
- Ребенок, растущий в страхе, научится бояться.
- Ребенок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать самому себе.
- Ребенок, растущий в обстановке насмешек, научится быть робким.
- Ребенок, растущий в атмосфере зависти, научится завидовать.
- Ребенок, растущий в обстановке обвинений, научится чувствовать себя виноватым.
- Ребенок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в себе.
- Ребенок, растущий в атмосфере терпимости, научится быть терпеливым.
- Ребенок, растущий в атмосфере похвалы, научится ценить ее.
- Ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить.
- Ребенок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться самому себе.
- Ребенок, растущий в атмосфере признания, научится быть целеустремленным.
- Ребенок, растущий в атмосфере великодушия, научится быть щедрым.
- Ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.
- Ребенок, растущий в атмосфере безопасности, научится доверять себе и другим.
- Если вы живете в атмосфере ясности и спокойствия, ваши дети вырастут душевно уравновешенными людьми.
Шкала определения поведения ребенка
Дата_________ ф.и.о. ребенка_______________________________
Возраст ребенка_______
№
п/п
|
Список поведения ребенка
|
Совсем нет
|
Чуть-чуть
|
Достаточно много
|
Очень много
|
1
|
Проявляет уважение к взрослым
|
|
|
|
|
2
|
Проявляет способность заводить и сохранять друзей
|
|
|
|
|
3
|
Способен контролировать свои чувства
|
|
|
|
|
4
|
Способен принимать чужие идеи
|
|
|
|
|
5
|
Способен учиться
|
|
|
|
|
6
|
Быстро адаптируется в новой ситуации
|
|
|
|
|
7
|
Говорит правду
|
|
|
|
|
8
|
Хорошо себя ведет, с учетом возрастных особенностей
|
|
|
|
|
9
|
Не лжет сверстникам и взрослым
|
|
|
|
|
10
|
Выполняет требования родителей и педагогов
|
|
|
|
|
11
|
Внимателен к окружающим
|
|
|
|
|
12
|
Проявляет зрелость суждений
|
|
|
|
|
13
|
Способен концентрировать внимание
|
|
|
|
|
14
|
Реагирует соответствующим настроем на ситуацию
|
|
|
|
|
15
|
Следует основным правилам поведения
|
|
|
|
|
16
|
Выражает несогласие спокойно
|
|
|
|
|
17
|
Хорошо ладит с братьями/сестрами
|
|
|
|
|
18
|
Справляется с неприятностями
|
|
|
|
|
19
|
Обладает хорошим аппетитом
|
|
|
|
|
20
|
Хорошо спит
|
|
|
|
|
21
|
Чувствует себя частью семьи
|
|
|
|
|
22
|
Способен защитить себя
|
|
|
|
|
23
|
Выдерживает критику
|
|
|
|
|
24
|
Имеет качества лидера
|
|
|
|
|
25
|
Обладает чувством справедливости
|
|
|
|
|
26
|
Рассеян
|
|
|
|
|
27
|
Признает свою вину
|
|
|
|
|
28
|
Взаимодействует со взрослыми
|
|
|
|
|
29
|
Адекватно воспринимает похвалу
|
|
|
|
|
30
|
Способен думать прежде, чем делать
|
|
|
|
|
Данную шкалу можно использовать многократно, отмечая изменения оценок. Оценки, данные разными учителями, другими специалистами и родителями, можно сравнивать между собой для выработки единой стратегии воздействия на ребенка.
Обсуждая с заинтересованными лицами круг выявленных проблем, можно использовать следующие вопросы: «Каких изменений вы ожидаете?», «В ком или в чем должны происходить изменения?», «Когда эти изменения должны произойти?», «Как вы узнаете о том, что изменения происходят?»
Диагностика ценностных ориентаций обучающихся: комплект методик
Изучение норм и ценностей, обучающихся младшего школьного возраста
Рекомендация. Изучающий ценности и нормы обучающихся предлагает ответить на несколько (от 1 до 3) вопросов. Обучающиеся, в зависимости от возраста, отвечают на них устно или письменно. В случае устных ответов текст стенографируется.
Варианты вопросов:
1. Кто ты?
2. Какой ты?
3. Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?
4. Что тебе дороже всего в жизни?
5. В кого бы ты хотел (а) превратиться и почему?
6. Если бы ты стал (а) волшебником, какие желания выполнил (а) бы?
7. Что бы ты хотел (а) изменить в жизни?
Изучение ценностных ориентаций обучающихся среднего звена
5-6-е классы
Сочинение-миниатюра. «Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы...»
7-8-е классы
Педагог предлагает школьникам закончить предложения: Чтобы понравиться другому человеку... Если бы у меня случайно оказалось много денег... Когда есть свободное время... Я боюсь... Я мечтаю...
9-й класс
Педагог предлагает школьникам закончить предложения:
1.Люди в нашем городе делятся на...
2. Идеальная профессия должна давать возможность...
3. Чтобы понравиться другому человеку...
4. Если бы у меня случайно оказалось много денег...
5. Хорошая жизнь-это...
6. Быть счастливым - это значит...
7. Быть удачливым - это значит...
8. Быть высоконравственным - это значит...
9. Самое главное в жизни...
10. Когда есть свободное время...
11. Я боюсь...
12. Цель моей жизни...
13. Придет такой день, когда,..
14. Настоящая проблема в том, что...
15. Я мечтаю...
16. Лет так через десять...
17. Я надеюсь...
18. Жаль, что...
19. Девиз моей жизни...
Изучение ценностных ориентаций старшеклассников. Методика «Автобиография»
Обучающемуся предлагается написать «автобиографию будущего», по которой педагог или психолог и смогут узнать о некоторых его ценностных ориентациях.
Та или иная значимая для обучающегося ценность квалифицируется таковой при анализе текстов «автобиографий будущего» обучающихся на основании следующих критерий
- наличие в тексте «автобиографии будущего» экспрессивно – эмоциональных, оценочных слов и сочетаний, свидетельствующих о значимости ценности или планируемых действий, непосредственно связанных с ней («обязательно получу образование», «в первую очередь куплю квартиру «семья имеет самое большое значение», «буду гордиться тем, что я много узнал (а)», «хочу иметь интересную работу» и пр.);
- очень подробное, детальное описание в тексте действий, связанных с достижением определенной ценности-цели (как и где встретится будущий супруг(а), каков он будет, как будут развиваться взаимоотношения, какой будет свадьба, семья, ее история и пр.);
- возможные трудности, неприятности, неудачи, встречающиеся на жизненном пути и способы их преодоления, альтернативные варианты жизненных картин («первый брак будет неудачным, любовь быстро пройдет», «если мне не удастся создать рок-группу, я постараюсь стать певицей» и пр.).
Дорогой друг!
Ты наверняка уже не раз думал о том, каким будет твое будущее. Попытайся сегодня написать «автобиографию будущего». Автобиография - это описание своей жизни. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека.
Загляни немного вперед. Подумай. Пофантазируй. Объем твоего «сочинения» может быть любым. Попытайся ответить на такие вопросы:
- Как ты видишь свою жизнь от настоящего момента до 2030 года?
- Твое образование, профессия?
- Есть ли семья, дети?
- Материальное положение?
- Что составляет твою основную гордость за прожитые годы?
Итак,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автобиография написана « » 200__ г.
Практическая часть работы педагогов дополнительного образования
Цель: Выработка модели конструктивного взаимодействия с проблемным ребенком.
Упражнение 1. Тренаж перцептивных умений.
Проводится в круге.
Цель: научиться не концентрировать, внимание на отрицательных чертах в поведении ребенка.
Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ребенка.
Упражнение 2. «Продолжи предложение».
В течение 1-2 мин. Написать по 5 предложений в рабочем листе «Проблемный ребенок- это…». Затем прочитать вслух. (Ведущий записывает предложения на листе ватмана).
Упражнение 3. «Ассоциации».
В течение 1-2 мин. Подумать над тем, какие ассоциации вызывает взросление детей. Какие образы у вас возникают в связи с этим?
Не кажется ли вам, что в этих образах есть что-то общее (момент изменения, игра, защита, сопротивление, беззащитность)?
Упражнение 4. Тренаж эмоциональной чувствительности к провокациям со стороны ребенка.
Цель: выработка умения сохранять эмоциональную дистанцию, не принимать на свой счет, что происходит с ребенком.
Упражнение выполняется с мячом. Ведущий резко бросает мяч, одновременно произносит провокационную фразу.
Провокационные фразы:
- Я скажу родителям, что вы меня ударили;
- Оставьте меня в покое;
- Вы меня не любите;
- Вы не такой, как остальные, вы мне нравитесь;
- Как вы меня достали!;
- Мне плохо, сделайте что-нибудь!;
- Вы мне не нравитесь;
- Что вы тут мной командуете?;
- Я вас так любил, а вы…;
- Вы мне ничего не сможете сделать!
Помогающие приемы:
- Соблюдайте границы ответственности. Старайтесь видеть ситуацию здесь и сейчас. «Я не всесильна, мои возможности ограничены…»
- Снижение эмоционального накала, эмоциональное дистанцирование. Выдержите паузу 7- 10 сек. Затем произнесите реплику в форме «Я - сообщения» (что я сейчас чувствую, думаю, сделаю).
- Умейте сказать нет. «Я не принимаю это на свой счет», «Это не про меня», «Я не буду этого делать», «Меня это не оскорбляет», «Я вправе так поступать» и т. д.
Рекомендации:
Демонстрируйте обучающимся, что вы считаете важным то, что они делают. Чаще разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях и т. д. Принимайте всерьез детские чувства, эмоции, идеи. Не унижайте детей такими фразами: «Ты еще мал, чтобы рассуждать об этом…» или «Поймешь когда вырастешь».
В отношениях с обучающимися четко определяйте правила общения и устанавливайте границы. Служите хорошим примером для детей. Развивайте в обучающихся терпимость к другим людям, их нравственным ценностям, мировоззрению, религии.
Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Возлагайте на них посильные обязанности и проверяйте их выполнение, чтобы дети чувствовали меру своей ответственности. Оказывайте обучающимся поддержку в различных ситуациях. Научите детей рационально распределять свое время. Рассказывайте им историю Центра, чтобы они ощущали себя частью коллектива.
Обсуждайте возникшие проблемы без обвинений, комментариев в адрес ребенка. Если он узнает о проблеме, но не чувствует давления со стороны взрослых, то с большей вероятностью согласится искать ее решения. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребенка. Это не усиливает вашу позицию, а демонстрирует бессилие. Любите ваших воспитанников такими, какие они есть. Помните: искренняя любовь к детям решает множество проблем.
Педагогический процесс всегда предпочтительнее строить на принципах взаимодействия. В конце концов, поддержки и понимания с нашей стороны ждет даже самый «неисправимый хулиган».
Используемая литература:
- «Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе» // Воспитание школьников № 8, 2006-. стр. 32-37;
- «Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением» // Воспитание школьников № 1, 2006-. стр. 23-25;
- «Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков» // Воспитание школьников № 2, 2006-. стр. 40-45;
- «Проблема девиантного поведения учащейся молодежи и роль образовательных учреждений дополнительного образования по ее профилактике» // Дополнительное образование №3, 2002-. стр. 54-57;
- «Нравственное поведение девиантных подростков» // Дополнительное образование и воспитание №8, 2006-. стр. 23-27.
|