Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 04:18

Чернухинский Дом детского творчества



Меню сайта
Категории раздела
Лицензии, свидетельства [11]
Устав и локальные акты [3]
текущие документы [34]
Мини-чат
Статистика

Сейчас с нами: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Можно загрузить!

Главная » Файлы » Документы администрации » текущие документы

Методическое объединение
19.10.2015, 15:17

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей  Дом детского творчества Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества

 

 

                                                   

 

 

 

  Методическое объединение педагогов дополнительного образования  детей

 

Тема: «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования детей».

 

 

 

 

 

Составитель: методист    

 по УВР Коткова Елена Михайловна, I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Чернуха  

2014 г.

Цель: повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.

Задачи:

  • Расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения обучающихся;
  • Тренировать личностные, коммуникативные, перцептивные (способность к восприятию и пониманию) качества педагога, его эмоциональную устойчивость, умение прогнозировать ситуацию.

План работы МО:

 

I Теоретическая часть:

  • Современное состояние детства, как социальные проблемы.
  • Роль УДОД в профилактике девиантного поведения.
  • Категории проблемных обучающихся.
  • Методы и формы работы с проблемным ребенком (из опыта работы).

 

II Практическая часть.

  • Рекомендации педагогам.

 

Подготовила и провела:  Коткова Елена Михайловна- методист I кв. категории.

 

«Современное состояние детства как социальные проблемы».

 

Подростки с девиантным поведением.

В 15 колониях Российской Федерации находятся 21 602 подростка.

В Р. Ф. 600 000 детей имеют одного родителя.

1500 находятся в тюрьме г. Челябинска.

Каждое 7 преступление в России совершает подросток.

5000 преступных группировок в России.

57 колоний в России для подростков.

В Москве до 70 000 проституток, 80% детская проституция.

Факторы:

  • 74%- пережили сексуальное насилие
  • 60%-физическое насилие в семье.
  • Развитие посттравматического синдрома приходится на подростков, имеющих психологические отклонения.
  • С каждым годом подростковое население сокращается;
  • Каждый 5 рождается больным или заболевает;
  • Более 1 млн. детей - инвалиды;
  • От 2- 4 млн. детей бродяжничают;
  • Около 2,5 млн. детей негде не обучаются;
  • Число детей- сирот 650 тысяч;
  • 40 % детей подвергаются насилию в семье;
  • 16 % учащихся испытывают насилие со стороны учителей в   школах - физическое;
  • 22 % учащихся - психологическое;
  • За последние 10 лет смертность от самоубийств в детском возрасте возросла на 100%;
  • Противоправное поведение детей растет в 2 раза быстрее, особенно по тяжким преступлениям;
  • За последние 5 лет детская преступность выросла в 2 раза;
  • Число правонарушений, совершаемых девушками, составляет 57 % (Ишимбай, Улан - Уде, Покров, Кургамыш- 4 спец. ПТУ в России);
  • Число детей задержанных за правонарушения больше в два раза и больше одного миллиона в год, 27% из них до 14 лет;
  • 30 000 преступных группировок детей в России, 80% - несовершеннолетние преступники;
  • За последние 3 года количество детей по поводу наркомании, стоящих на учете больше в 2,8 раза;
  • Около 35 % школьников имеют опыт употребления наркотических и токсических средств, 70 % употребляют алкоголь;
  • К 17 годам ½ часть подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков. При этом на 10% больше чем мужчин и женщин;
  • Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет возросло в 2, 4 раза, а среди подростков больше, чем в 20 раз;
  • В возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психологическую патологию среди дошкольников, лишь у 45 % отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике. Среди школьников распростроняемость нервно- психических расстройств достигает 70- 80%;
  • Среди  детей со школьной дезадаптацией у 93% выявляется те или иные психологические процессы;
  • Среди беспризорных детей лишь 6% могут быть признаны психологически здоровыми;
  • Среди воспитанников детских домов 100% нуждается в психико-терапевтической помощи;
  • 80 % детей, попадающих в спец школу требуют срочной
  • психико-терапевтической помощи.

 

«Дети группы риска»

 

  • Дети, проживающие в асоциальных дезорганизованных семьях;
  • Дети - социальные сироты;
  • Дети с асоциальным, т.е. криминальным поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности, 14 лет;
  • Дети, находящиеся в особо трудных условиях.

Процесс социализации.

Стадии социальной дезадаптации:

  1. Педагогическая запущенность                    

        (отставание по школьным программам, невосприимчивость к  

       педагогическому воздействию);

  1. Социальная запущенность сопротивляются пед. воздействию, отчуждение от семьи и школы, бродяжничество, наркомания и т.д.).

Девиантное поведение (от лат. deviatio- отклонение), т.е. поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам.

Делинквентное поведение (от лат. delin-guens- правонарушитель и криминальном) крайняя форма девиантного поведения, когда человек преступает закон, совершая уголовно наказуемые действия.

Аддиктивное поведение (от англ. addict- увлекающийся чем-либо дурным), определяющимся дурными пристрастиями. К видам аддиктивного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, увлечение азартными играми и т.д.

Социальная дезадаптация- процесс обратимый, его переориентация может начаться за счет включения подростка (ребенка) в новые социально значимые отношения и виды деятельности.

Категории проблемных обучающихся, которые стали выделяться последние 5 лет:

  • Дети, подвергшиеся насилию со стороны взрослых или сверстников. По данным РАО, 10% из этих детей погибают, 20% в дальнейшем имеют отклонения в физическом и психическом развитии.
  • Подростки, склонные к суициду, пережившие суицидальные попытки. По данным института психиатрии, среди подростков от11 до 15 лет склонны к суициду 30%. Из 1000 звонков на линию молодежного телефона доверия у 12% мальчиков и 22% девочек в возрасте от11 до 15 лет психологи фиксируют симптомы суицидального поведения.
  • Подростки с различными видами зависимости: наркотики, алкоголь, табакокурение.
  • Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием.
  • Дети, имеющие проблемы в умственном развитии.
  • Дети, имеющие проблемы в физическом развитии.
  • Обучающиеся с проблемами в поведении и общении. 3 группы: застенчивые, гиперактивные и аффективные.
  • Обучающиеся с проблемами со здоровьем.

 

Высказывания  о растущем ребенке (Р. Ризонер)

  • Ребенок формируется под влиянием той обстановки, в которой он растет.
  • Ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать.
  • Ребенок, растущий в страхе, научится бояться.
  • Ребенок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать самому                                 себе.
  • Ребенок, растущий в обстановке насмешек, научится быть робким.
  • Ребенок, растущий в атмосфере зависти, научится завидовать.
  • Ребенок, растущий в обстановке обвинений, научится чувствовать себя       виноватым.
  • Ребенок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в                     себе.
  • Ребенок, растущий в атмосфере терпимости, научится быть терпеливым.
  • Ребенок, растущий в атмосфере похвалы, научится ценить ее. 
  • Ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить.
  • Ребенок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться самому  себе.
  • Ребенок, растущий в атмосфере признания, научится быть целеустремленным.
  • Ребенок, растущий в атмосфере великодушия, научится быть щедрым.
  • Ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.
  • Ребенок, растущий в атмосфере безопасности, научится доверять себе и другим.
  • Если вы живете в атмосфере ясности и спокойствия, ваши дети вырастут душевно уравновешенными людьми.

 

 

 

 

Шкала определения поведения ребенка

 

Дата_________ ф.и.о. ребенка_______________________________

Возраст ребенка_______

 

п/п

Список поведения ребенка

Совсем нет

Чуть-чуть

Достаточно много

Очень много

1

Проявляет уважение к взрослым

       

2

Проявляет способность заводить и сохранять друзей

       

3

Способен контролировать свои чувства

       

4

Способен принимать чужие идеи

       

5

Способен учиться

       

6

Быстро адаптируется в новой ситуации

       

7

Говорит правду

       

8

Хорошо себя ведет, с учетом возрастных особенностей

       

9

Не лжет сверстникам и взрослым

       

10

Выполняет требования родителей и педагогов

       

11

Внимателен к окружающим

       

12

Проявляет зрелость суждений

       

13

Способен концентрировать внимание

       

14

Реагирует соответствующим настроем на ситуацию

       

15

Следует основным правилам поведения

       

16

Выражает несогласие спокойно

       

17

Хорошо ладит с братьями/сестрами

       

18

Справляется с неприятностями

       

19

Обладает хорошим аппетитом

       

20

Хорошо спит

       

21

Чувствует себя частью семьи

       

22

Способен защитить себя

       

23

Выдерживает критику

       

24

Имеет качества лидера

       

25

Обладает чувством справедливости

       

26

Рассеян

       

27

Признает свою вину

       

28

Взаимодействует со взрослыми

       

29

Адекватно воспринимает похвалу

       

30

Способен думать прежде, чем делать

       

     

     Данную шкалу можно использовать многократно, отмечая изменения оценок. Оценки, данные разными учителями, другими специалистами и родителями, можно сравнивать между собой для выработки единой стратегии воздействия на ребенка.

Обсуждая с заинтересованными лицами круг выявленных проблем, можно использовать следующие вопросы: «Каких изменений вы ожидаете?», «В ком или в чем должны происходить изменения?», «Когда эти изменения должны произойти?», «Как вы узнаете о том, что изменения происходят?»

Диагностика ценностных ориентаций обучающихся: комплект методик

Изучение норм и ценностей, обучающихся младшего школьного возраста

Рекомендация. Изучающий ценности и нормы обучающихся предлагает ответить на несколько (от 1 до 3) вопросов. Обучающиеся, в зависимости от возраста, отвечают на них устно или письменно. В случае устных ответов текст стенографируется.

Варианты вопросов:

1.    Кто ты?

2.    Какой ты?
3.     Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?

4.    Что тебе дороже всего в жизни?

5.    В кого бы ты хотел (а) превратиться и почему?

6.    Если бы ты стал (а) волшебником, какие желания выполнил (а) бы?

7.    Что бы ты хотел (а) изменить в жизни?

Изучение ценностных ориентаций обучающихся среднего звена

5-6-е классы

Сочинение-миниатюра. «Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы...»

7-8-е классы

Педагог предлагает школьникам закончить предложения: Чтобы понравиться другому человеку... Если бы у меня случайно оказалось много денег... Когда есть свободное время... Я боюсь... Я мечтаю...

9-й класс

Педагог предлагает школьникам закончить предложения:

1.Люди в нашем городе делятся на...

  2. Идеальная профессия должна давать возможность...

  3. Чтобы понравиться другому человеку...

  4. Если бы у меня случайно оказалось много денег...

  5. Хорошая жизнь-это...

  6. Быть счастливым - это значит...

  7. Быть удачливым - это значит...

  8. Быть высоконравственным - это значит...

  9. Самое главное в жизни...

  10. Когда есть свободное время...

  11. Я боюсь...

  12. Цель моей жизни...

  13. Придет такой день, когда,..

  14. Настоящая проблема в том, что...

  15. Я мечтаю...

  16. Лет так через десять...

  17. Я надеюсь...

  18. Жаль, что...        

  19. Девиз моей жизни...

               

Изучение ценностных ориентаций старшеклассников.  Методика «Автобиография»

Обучающемуся предлагается написать «автобиографию будущего», по которой педагог или психолог и смогут узнать о некоторых его ценностных ориентациях.

Та или иная значимая для обучающегося ценность квалифицируется таковой при анализе текстов «автобиографий будущего» обучающихся на основании следующих критерий

  • наличие в тексте «автобиографии будущего» экспрессивно – эмоциональных, оценочных слов и сочетаний, свидетельствующих о значимости ценности или планируемых действий, непосредственно связанных с ней («обязательно получу образование», «в первую очередь куплю квартиру «семья имеет самое большое значение», «буду гордиться тем, что я много узнал (а)», «хочу иметь интересную работу» и пр.);
  • очень подробное, детальное описание в тексте действий, связанных с достижением определенной ценности-цели (как и где встретится будущий супруг(а), каков он будет, как будут развиваться взаимоотношения, какой будет свадьба, семья, ее история и пр.);
  • возможные трудности, неприятности, неудачи, встречающиеся на жизненном пути и способы их преодоления, альтернативные варианты жизненных картин («первый брак будет неудачным, любовь быстро пройдет», «если мне не удастся создать рок-группу, я постараюсь стать певицей» и пр.).

          Дорогой друг!

     Ты наверняка уже не раз думал о том, каким будет твое будущее. Попытайся сегодня написать «автобиографию будущего». Автобиография - это описание своей жизни. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека.

Загляни немного вперед. Подумай. Пофантазируй. Объем твоего «сочинения» может быть любым. Попытайся ответить на такие вопросы:

- Как ты видишь свою жизнь от настоящего момента до 2030 года?

        - Твое образование, профессия?

         - Есть ли семья, дети?

         - Материальное положение?

          - Что составляет твою основную гордость за прожитые годы?

Итак,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автобиография написана «   »       200__ г.

                   

 

 

  Практическая часть работы педагогов дополнительного образования

Цель: Выработка модели конструктивного взаимодействия с проблемным ребенком.

Упражнение 1. Тренаж перцептивных умений. 

Проводится в круге.

Цель: научиться не концентрировать, внимание на отрицательных чертах в поведении ребенка.

Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ребенка.

Упражнение 2. «Продолжи предложение». 

В течение 1-2 мин. Написать по 5 предложений в рабочем листе «Проблемный ребенок- это…». Затем прочитать вслух. (Ведущий записывает предложения на листе ватмана).

Упражнение 3. «Ассоциации».

В течение 1-2 мин. Подумать над тем, какие ассоциации вызывает взросление детей. Какие образы у вас возникают в связи с этим?

Не кажется ли вам, что в этих образах есть что-то общее (момент изменения, игра, защита, сопротивление, беззащитность)?

Упражнение 4. Тренаж эмоциональной чувствительности к провокациям со стороны ребенка.

Цель: выработка умения сохранять эмоциональную дистанцию, не принимать на свой счет, что происходит с ребенком.

Упражнение выполняется с мячом. Ведущий резко бросает мяч, одновременно произносит провокационную фразу.

Провокационные фразы:

- Я скажу родителям, что вы меня ударили;

- Оставьте меня в покое;

- Вы меня не любите;

- Вы не такой, как остальные, вы мне нравитесь;

- Как вы меня достали!;

- Мне плохо, сделайте что-нибудь!;

- Вы мне не нравитесь;

- Что вы тут мной командуете?;

- Я вас так любил, а вы…;

- Вы мне ничего не сможете сделать!

Помогающие приемы:

  • Соблюдайте границы ответственности. Старайтесь видеть ситуацию здесь и сейчас. «Я не всесильна, мои возможности ограничены…»
  • Снижение эмоционального накала, эмоциональное дистанцирование. Выдержите паузу 7- 10 сек. Затем произнесите реплику в форме «Я - сообщения» (что я сейчас чувствую, думаю, сделаю).
  • Умейте сказать нет. «Я не принимаю это на свой счет», «Это не про меня», «Я не буду этого делать», «Меня это не оскорбляет», «Я вправе так поступать» и т. д.

 

Рекомендации:

     Демонстрируйте обучающимся, что вы считаете важным то, что они делают. Чаще разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях и т. д. Принимайте всерьез детские чувства, эмоции, идеи. Не унижайте детей такими фразами: «Ты еще мал, чтобы рассуждать об этом…» или «Поймешь когда вырастешь».

     В отношениях с обучающимися четко определяйте правила общения и устанавливайте границы. Служите хорошим примером для детей. Развивайте в обучающихся терпимость к другим людям, их нравственным ценностям, мировоззрению, религии.

     Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Возлагайте на них посильные обязанности и проверяйте их выполнение, чтобы дети чувствовали меру своей ответственности. Оказывайте обучающимся поддержку в различных ситуациях. Научите детей рационально распределять свое время. Рассказывайте им историю Центра, чтобы они ощущали себя частью коллектива.

     Обсуждайте возникшие проблемы без обвинений, комментариев в адрес ребенка. Если он узнает о проблеме, но не чувствует давления со стороны взрослых, то с большей вероятностью согласится искать ее решения. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребенка. Это не усиливает вашу позицию, а демонстрирует бессилие. Любите ваших воспитанников такими, какие они есть. Помните: искренняя любовь к детям решает множество проблем.

     Педагогический процесс всегда предпочтительнее строить на принципах взаимодействия. В конце концов, поддержки и понимания с нашей стороны ждет даже самый «неисправимый хулиган».

 

Используемая литература:

  • «Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе» // Воспитание школьников  № 8, 2006-. стр. 32-37;
  • «Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением» // Воспитание школьников № 1, 2006-. стр. 23-25;
  • «Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков» // Воспитание школьников № 2, 2006-. стр. 40-45;
  • «Проблема девиантного поведения учащейся молодежи и роль образовательных учреждений дополнительного образования по ее профилактике» // Дополнительное образование №3, 2002-. стр. 54-57;
  • «Нравственное поведение девиантных подростков» // Дополнительное образование и воспитание №8, 2006-. стр. 23-27.

 

Категория: текущие документы | Добавил: методист
Просмотров: 437 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024