В 2011-2012 учебном году коллектив МБОУ
ДОД ЧернухинскийДДТ планировал свою
работу в соответствии с планом реализации областных программ дополнительного
образования детей: мегапроект «Моё отечество», программа развития физической
культуры и спорта Центра физической культуры и юношеского спорта, Программа
«Отечество» Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, программа «Дети.
Творчество. Родина» Центра развития творчества детей и молодёжи.
С детьми и подростками в ЧДДТ
работал педагогический коллектив из 17 человек:основных работников 13 человек и
4 совместителя; из них 6 мужчин и 11 женщин, 7 педагогов в возрасте до 40 лет.
Имеют образование: высшее- 7 человек, средне специальное- 9 человек, среднее- 1
человек. Прошли аттестацию и имеют
вторую категорию- 4 человека,
первую категорию- 10 человек, высшую- 2 человека, не имеют категории- 1
человек . Имеют педагогический стаж: более 25 лет- 5 человек, от 15 до 25 лет- 6
человек, от 10 до 15 лет- 4 человека, от 5 до 10 лет- нет, менее 5 лет- 2
человека; из них 4 педагога работают по совместительству на базе МБОУ
Пошатовская СОШ, МБОУ ДОДЧернухинский ДДТ, МБОУ Чернухинская СОШ.
Принимая во внимание то, что основная
цель данной проектной линии развитие спортивно-патриотического и
художественно-эстетического становления детей в системе дополнительного
образования – соотносится с задачами областного мегапроекта и районной
программы «Дети. Творчество. Родина», коллектив МБОУ ДОД ЧДДТ в 2011-2012
учебном году продолжал воспитательную и образовательную работу по развитию
следующих приоритетных направленностей:
-
Художественная (вокальное
объединение «Солнышко», «Лепка на стекле», «Оригами», «Лоскутная мозаика»,
«Театр и дети», «Затейливый узор», «Выпиливание лобзиком», «Лоскутное шитьё»,
«Мягкая игрушка», «Радуга рукоделия»,
«Бисероплетение», «Вышивка крестиком»,
«Лепка из солёного теста», «Чудесница», «Лозоплетение», «Эко- дизайн»,
«Светопись»).
Работа
творческих объединений художественной направленности была направлена на
изготовление общественно-полезных вещей, которые сразу найдут своё место в
жилом интерьере, станут частью современного костюма (панно, картины, рамки для
фотографий, подсвечники, новогодние игрушки, прихватки, одеяла, подушки,
одежда, посуда, полки, гардины, кормушки, украшения, воротнички, салфетки и
т.д.).
Успехи детей в изготовлении различных
изделий рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер
нерешительности перед новой более трудной работой.
-
Физкультурно-спортивная
(«Футбол»,
«Настольный теннис», «Шахматы», «Всегда в движении», «Игровая галактика»,
«Азбука здоровья»).
-
Научно-техническая(«Компьютерныймир»,
«Сайтостроение»).
-
Туристско-краеведческая
(
«Мой край- эко рай», «Лес и человек»).
-
Социально-педагогическая
(штаб
детского объединения «Ручеёк», «Безопасное колесо»).
Исходя из этого, педагогами
дополнительного образования были реализованы следующие задачи:
1. Тактические:
● развитие и поддержка
действующих творческих объединений;
● обеспечение
сочетания организации досуга детей с различными формами образовательной
деятельности;
● обеспечение
индивидуально-образовательного пути ребенка в условиях дополнительного
образования.
2. Практические:
● использование различных
форм массовой и просветительской работы для объединения детей
и родителей;
● использование
разнообразных форм, методов и приемов диагностики эффективности работы
творческого объединения.
3. Кадровые – Дальнейшая
реализация долгосрочной программы развития ДДТ:
● внедрение новых
технологий в практику образовательного процесса, разработка новых и коррекция
существующих программ;
● повышение
профессиональной компетентности педагогов д/опосредством самообразования и семинаров, проводимых в ДДТ, курсов НИРО, творческих и
дружеских встреч с коллегами района и
области.
· развитие социально позитивных мотивов
познавательной деятельности детей на
основе изучения их интересов и способностей, способствование процессу освоения
детьми общечеловеческих ценностей в совместной творческой деятельности с
педагогами, родителями, сверстниками.
Все
объединения функционируют в соответствии расписанием. В результате освоения программы у обучающихся
был повышен уровень общей осведомлённости и познавательной активности.
Обучающиеся могли самореализоваться на трёх уровнях: в объединении, внутри
учреждения, вне учреждения (районные, областные мероприятия). Результативность
освоения программ – индивидуального образовательного маршрута – оценивалась как
на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики обучающегося. При
оценке усвоения программ мы применяли следующие методы диагностики:
собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий,
тестирование, показ изделий, участие в различных мероприятиях, учитывали
активность обучающихся. Разделы плана воспитательной работы выполнены в полном объёме.
Из таблицы следует: уровень
активности обучающихся выше среднего.
Необходимо повысить уровень активного участия в социально-педагогической
направленности новыми формами работы, чтобы дети могли проявить себя в полной
мере.
Содержание общих дел было направлено на
самореализацию обучающихся, развитие
творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Большая часть планируемых мероприятий проводилась на
высоком профессиональном и эмоциональном уровне. Это говорит о том, что творческий потенциал педагогов
дополнительного образования, оборудованные и оснащённые кабинеты - все это способствовало высокой оценке.
Доброй традицией стало ежегодное
проведение:
«Дня знаний»,
посвящённого 1 сентября. В этом году с первоклассниками была проведена музыкально-развлекательная программа
«Путешествие на остров Знаний!» Это зрелищное представление готовилось всеми
педагогами дополнительного образования. А так же в традицию вошли такие
праздники, как «День открытых дверей», «Фестиваль детского творчества», «День
защиты детей», «Ярмарка талантов» и т.д.
Эмоциональной насыщенностью были
окрашены проводимые праздники:«День открытых дверей», ко Дню пожилого человека «Осень в жизни
женщины», инсценированное представление «Волшебница осень», «День именинника», творческий отчёт «Ярмарка
талантов», новогоднее представление «Злыднин Новый год», «Рождественские
посиделки», «Взятие снежной крепости», игровая развлекательная программа «Ледовое
побоище», конкурсная программа «Сударушка- 2011», вечер развлечений «День
смеха-ха», ко Дню космонавтики «Космическая азбука», ко Дню здоровья «Скуку,
простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье», «День пионерии».
Мероприятия развлекательно-воспитательного характера также проходят и внутри
творческих объединений. Цель всех этих мероприятий - создать ситуации успеха, способствовать
раскрытию творческих способностей, формировать чувство ответственности за
коллектив и дружеской поддержки, уважение к народным традициям.
В ДДТ
всегда уделялось и уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Одно
из центральных мест занимает сотрудничество с ветеранами, для которых обучающиеся
проводят мероприятия как кл. час «Дорогами войны», музыкально-игровая программа
«Песни Победы», «День старшего
поколения», «Страна в солдатской шинели», «День пионерии». За годы
сотрудничества установились тёплые доброжелательные отношения между ветеранами и коллективом педагогов и
обучающихся, с музеем. Такие мероприятия воспитывают чувство семейной
гордости, ответственности за честь фамилии, осознании истории семьи как
части истории народа, уважение к старшему поколению, воспитание патриотизма.
Главным условием успеха является творческий союз детей и
взрослых, объединённых общими целями, общей деятельностью.
За последние годы накоплен опыт
взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по
укреплению связи с родителями обучающихся. Традиционно проводятся мероприятия
ко Дню Матери, к 8 Марта, ко Дню пожилого человека. В основу работы были
положены принципы:
- сотрудничество родителей и педагогов;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, мы учитывали не
только их заинтересованность, но и социально-педагогическую совместимость.
Систематическая работа по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма организовалась в тесном
сотрудничестве с районным ГИБДД. В
результате районного конкурса среди обучающихся проходила викторина «Безопасное колесо».
В своей
деятельности педагоги дополнительного образования использовали различные формы работ:
-
индивидуальная (инструктаж, беседа);
-
групповая (инструктаж, беседа, организация коллективных творческих дел);
-
досуговая (День знаний, Рождественские посиделки, Дни именинника,
праздник мам и бабушек и т.д.);
- инттелектуально-
познавательная (игры, КВНы, встречи, конкурсы внутри объединений и между
ними);
- художественная (выставки
детских работ в ДДТ, участие в районных и областных выставках, Дни открытых
дверей, творческий отчёт кружковцев, участие в школьных концертах);
-
коллектив Чернухинского ДДТ принимал активное участие в районных и областных
мероприятиях:
-
районные: ярмарка, фестиваль патриотической
песни «Славим Россию», (4 человека получили дипломы Iстепени),
конкурс эстрадной песни «Парус Надежды» (один человек диплом 1 степени, 1
человек- диплом 2 степени) , смотр художественной самодеятельности «Во славу
Отечества» (2 человека получили диплом 1 степени), районный слёт отрядов
Милосердия, День пионерии, «Конкурс стенной печати» ( 3 место), конкурс
новогодних рисунков «Новогодние фантазии»(2 человека стали лауреатами) ,
декоративно-прикладного творчества «Возрождение народных традиций» (два
человека заняли 1 и 2 место), патриотический фестиваль –фото творчество (2
человека стали лауреатами).
-
областные: областной конкурс
декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность», номинации:
вышивка бисером (почётная грамота) и
резьба по дереву (диплом 3 степени); конкурсдетского и юношеского дизайнерского
искусства «Арт- дизайн» (диплом 2 степени); областной конкурс лидеров и руководителей
детских и молодёжных общественных объединений «Новое поколение 21 века», юниорский
лесной конкурс «Подрост», смотр- конкурс «Лучший лагерь Нижегородской области»,
педагогический фестиваль: «Дополнительное образование: взгляд в будущее», конкурс детского рисунка «Я рисую мир» (два
обучающихся получили почётные грамоты)
-
российские: конкурс «Звёзды нового
века» (дипломы 1 и 2 степеней).
-
трудовая (уборка территории ЧДДТ, около памятников и
достопримечательностей села Чернуха, посильная помощь ветеранам войны и труда )
;
-
спортивно-оздоровительная (товарищеские встречи по теннису, футболу,
весёлые старты, спортивные игры на территории ДДТ, участие в районном турслёте,
прогулки на свежем воздухе, экскурсии);
-
патриотическая (помощь в организации благотворительных акций,
организация мероприятий, воспитывающих чувство патриотизма, участие в
«Зарнице»;)
-
мастер- класс (педагоги давали мастер- классы на совещании заместителей
директоров по ВР, на совещании РМО педагогов дополнительного образования детей
и т.д.).
За истекший период в ЧДДТ проведено 76
мероприятий: 18 общих в ЧДДТ (ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, праздник осени , «День именинника», развлекательная
программа ко Дню семьи, творческий отчёт «Ярмарка талантов», Новогоднее
представление, к 23 февраля, к 8 марта, Фестиваль ремёсел и т.д.;
58 мероприятий внутри объединений: экскурсии, турниры, музыкально-развлекательные
и конкурсные программы, викторины, игры.
Вопросы сохранения здоровья обучающихся
являются предметом пристального внимания всего коллектива – предметом
обсуждениях на Педагогических советах, совещаниях. Методистом по ВР были
разработаны подпрограммы «Патриот», целью которой является: развитие патриотизма и чувства сострадания у детей и
программа организации летнего оздоровительного лагеря «Республика «Последний
герой».
Всё дополнительное образования строилось на
принципах добровольности и
самоопределения, и наша задача – создать все необходимые условия для
этого. Систематическое изучение свободного времени обучающихся помогает нам
сделать процесс воспитания управляемым.
Обучающиеся имеют возможность заниматься в
объединениях по интересам, во главе каждого коллектива стоит
педагог-профессионал.
Занятость обучающихся в системе
дополнительного образования способствует развитию познавательной,
интеллектуальной, оздоровительной деятельности. Основная проблема – слабое
материально-техническое обеспечение
(отсутствие своего помещения).
Год
Всего учащихся
2006-2007
526
2007-2008
502
2008-2009
502
2009-2010
544
2010-2011
525
2011-2012
539
Взаимоотношения обучающихся в основном
отличаются искренностью и сопереживанием. В детских коллективах развита
взаимопомощь, поддержка друг друга. Высшим органом управления является Совет ДДТ,
в который входят обучающиеся, родители, педагоги.
В
2011-2012 уч. году была продолжена работа по повышению профессионального
мастерства педагогов дополнительного образования.
Методическая деятельность осуществлялась по
следующим направлениям:
- информационно-аналитическому;
- диагностическому;
- организационному.
В рамках информационно
аналитической деятельности было подготовлено и проведено 4 МО педагогов
дополнительного образования; педагоги ДОД посетили 3 районных МО в Выездновском
ДДТ; методистом была оказана консультативно-методическая помощь педагогам
ДОД и помощь в подготовке материалов к районным и областным конкурсам. В
течение года осуществлялось ежемесячное планирование работы ДДТ. Педагоги
повышают своё профессиональное мастерство через семинары, творческие встречи,
самообразование.
В
рамках диагностической деятельности проведена диагностика педагогов ДОД по
выявлению уровня профессиональной компетентности. Результаты диагностики
используются при планировании МО и РМО, при выборе методических тем.
Педагоги в
течение года работали над методическими темами, накапливали теоретический
материал, использовали его на практике , готовили по данной теме доклады и
открытые занятия.
В
течении года была продолжена работа по изучению инновационных форм организации
учебной деятельности в системе дополнительного образования.
В
итоге педагогами были доработаны образовательные программы (ДОД), пополнено
методическое обеспечение образовательных программ. В течении года педагогами
было проведено 11 открытых занятий, все они были интересными и методически
грамотными. В течении года было проведено 5 совещаний педагогических советов.
Администрацией
проводился контроль над образовательным процессом, что позволило определить
эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в образовательный
процесс. Контроль и последующий анализ позволяют родителям, детям, педагогам
увидеть результат своего труда, сохранить хороший психологический климат в коллективе.
Посещение занятий планировалось в течении учебного года. При посещении и
анализе занятий творческих объединений рассматривались тематика, результаты,
рациональность планирования, методы преподавания. Отслеживались пути достижения
педагогом поставленных целей. Анализировались формы организации деятельности,
глубина знаний детей, учет индивидуальных, возрастных и физических
особенностей, развитие их самостоятельности, создание условий мотивации к
творчеству. Обсуждение результатов посещенных занятий проводилось при
собеседовании с педагогом, на административных совещаниях, заслушивались на
малых педагогических советах.
Все образовательные программы, по
которым работают педагоги ДДТ, соответствуют общей программе деятельности Дома
детского творчества, утверждены на РМО. Занятия по программам велись
комплексно, с использованием групповых, индивидуальных и фронтальных форм
организации преподавания. На занятиях присутствовали теоретическая и
практическая части, где педагоги словесно, с применением наглядности, используя
различные игровые методики, технические средства обучения старались решать
стоящие перед ними задачи.
Количество групп детей соответствовало
количеству педагогических часов определенных тарификацией. План – сетка
отведенных педагогических часов выполнена на 100 %. Образовательные программы,
реализуемые в ДДТ, в зависимости от финансирования выполнены на 90 %.
Фиксирование результатов и полноты выполнения образовательных программ велись
администрацией Дома детского творчества путем посещения занятий, сопоставления
образовательных программ, учебно-тематических планов, рабочих журналов. По
итогам отслеживания полноты реализации программ проводились совещания.
Педагогический коллектив ЧДДТ в целом
реализовал план своей работы. Интерес кружковцев и их родителей к занятиям и
мероприятиям достаточно высок.