Анализ работы за 2013-2014 учебный год.
- Цель и задачи деятельности филиала МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района – Чернухинский Дом детского творчества в 2013-2014 уч. году.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Чернухинский Дом детского творчества – это учреждение дополнительного образования детей, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, района. Дом творчества осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Программа развития МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района», Устав учреждения и др.
ЧДДТ ставил своей ближайшей задачей в 2013-2014 учебном году совершенствование учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, адаптацию детей к жизни в обществе, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.
В целом, анализируя завершившийся учебный год, можно отметить, что поставленные задачи полностью или частично реализованы. В объединениях дополнительного образования созданы условия для развития творческих способностей, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации, адаптации их к жизни в обществе, что доказывают следующие результаты.
- Основные результаты образовательной деятельности
- Наполняемость детских объединений
Наполняемость учебных групп детских объединений по направленностям дополнительного образования детей, является показателем качества обучения и воспитания.
Объединения ДДТ посещают в основном обучающиеся МБОУ «Чернухинская СОШ», каждую неделю занятия объединений нашего учреждения посещают дети из Пошатовского детского дома. Педагогический коллектив уделял особое внимание детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Занятия проходят с учетом возрастных особенностей, интересов воспитанников, с использованием современных образовательных технологий и разнообразных методов, форм проведения занятий, что способствует сохранности контингента обучающихся.
С каждым из названных учреждений составлен план совместной работы на год. Необходимо отметить, что степень взаимодействия между ДДТ и другими образовательными учреждениями района по сравнению с предыдущим годом не сократилась и охват детей не уменьшился. Мы стремимся к расширению образовательной инфраструктуры через организацию взаимодействия, установление делового сотрудничества, нацеленного на практический результат.
Чернухинский Дом детского творчества в своем образовательном поле содержит 5 направленностей дополнительного образования детей (таблица 1)
Таблица 1. Общее количество групп и наполняемости детских объединений
№
|
Направленность
|
Кол-во программ
|
Кол-во групп
|
Количество обучающихся
|
1
|
Художественная
|
13
|
25
|
272
|
2
|
Туристско-краеведческая
|
3
|
4
|
48
|
3
|
Научно-техническая
|
2
|
2
|
22
|
4
|
Физкультурно-спортивная
|
4
|
7
|
80
|
5
|
Социально-педагогическая
|
2
|
2
|
24
|
ИТОГО:
|
24
|
40
|
446
|
На графике видно, что наиболее востребованными являются художественная и физкультурно-спортивная направленности 272 и 80 обучающихся соответственно.
В этом учебном году сохранность контингента осталась стабильной. Высокий показатель сохранности контингента обучающихся по ЧДДТ в целом обусловлен рядом факторов: профессиональным уровнем педагогов, учетом интересов детей и родителей, созданием необходимых условий для обучения детей, обеспечением участия в конкурсах различного уровня и организацией культурно-массовой деятельности, а также наличием системы контроля полноты реализации образовательных программ на уровне объединений.
- Результативность учебного процесса. Доля победителей и призеров районных, региональных и всероссийских мероприятий.
Одним из показателей качества образования в ДДТ являются достижения обучающихся, многие дети смогли реализовать свои творческие способности через участие в районных, областных конкурсах, выставках, фестивалях и соревнованиях. Хочется отметить повышение активности и результативности участия во всероссийских конкурсах.
№
|
Мероприятие
|
Руководитель
|
Результат
|
1
|
«Наш дом – Земля» конкурс фоторабот «Хрустальная планета»
|
Кривоногова Н.А. –
педагог -организатор
|
диплом III степени и I степени
|
2
|
Районный этап областного конкурса творческих коллективов ЮИД «Мы выбираем жизнь!»
|
Кривоногова Н.А. –
педагог -организатор
|
диплом I степени
|
3
|
Областной конкурс «Мы выбираем жизнь!»
|
Кривоногова Н.А. –
педагог -организатор
|
диплом II степени
|
4
|
Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Диплом лауреата конкурса Декоративно-прикладное искусство
|
5
|
Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
PEDOLIMPдиплом лауреата 118-конкурса декоративно-прикладного искусства «Букет роз»
|
6
|
Региональный конкурс проектов и исследовательских работ «Отходы в доходы»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Диплом III степени
|
7
|
Региональный конкурс проектов и исследовательских работ «Отходы в доходы»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Призер
|
8
|
IV Региональный Вахтеровский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школ «Возвращением к истокам – 2014»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Участие
Призер зрительских симпатий
|
9
|
III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
I место
|
10
|
Районный этап областного конкурса «Оранжевое солнце»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
диплом II степени
|
11
|
Областной конкурс «Оранжевое солнце»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Грамота участника
|
12
|
VII Межрегиональный фестиваль мастеров художественной обработки ткани «Волшебная нить»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
Диплом участника
|
13
|
Областной конкурс методических материалов в системе дополнительного образования в номинации «Мастер-класс»
|
Вьюгина Н.В. –
педагог д/о
|
участие
|
14
|
III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
|
Гладышева С.В. –
педагог д/о
|
диплом II степени
диплом III степени
(2)
|
15
|
Районный этап областного конкурса «Оранжевое солнце»
|
Гладышева С.В. –
педагог д/о
|
I место
III место
|
16
|
Областной конкурс «Оранжевое солнце»
|
Гладышева С.В. –
педагог д/о
|
Грамота участника
|
17
|
IV Региональный Вахтеровский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школ «Возвращением к истокам – 2014»
|
Гладышева С.В. –
педагог д/о
|
Участие
|
18
|
VII Межрегиональный фестиваль мастеров художественной обработки ткани «Волшебная нить»
|
Гладышева С.В. –
педагог д/о
|
Дипломант
|
19
|
Районный этап областного конкурса «Оранжевое солнце»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
II место
|
20
|
Областной конкурс «Оранжевое солнце»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
Грамота участника
|
21
|
III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
диплом III степени
|
22
|
III Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» Номинация «Мои любимые питомцы»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
диплом III степени
|
23
|
Областной конкурс методических материалов в системе дополнительного образования в номинации «Мастер-класс»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
участие
|
24
|
Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP 120-конкурса декоративно-прикладного искусства «Сорока белобока»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
диплом лауреата
|
25
|
Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP 120-конкурса декоративно-прикладного искусства «Маки»
|
Рябова Т.В. –
педагог д/о
|
диплом лауреата
|
26
|
Региональный конкурс проектов и исследовательских работ «Отходы в доходы»
|
Стяжкина Е.В. –
педагог д/о
|
Призер
|
27
|
районный этап конкурса «Новогодний серпантин»
|
Стяжкина Е.В. –
педагог д/о
|
II место
|
28
|
Областной этап конкурса «Новогодний серпантин»
|
Стяжкина Е.В. –
педагог д/о
|
Грамота участника
|
29
|
IV Региональный Вахтеровский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школ «Возвращением к истокам – 2014»
|
Стяжкина Е.В. –
педагог д/о
|
диплом победителя
диплом зрительских симпатий
|
30
|
Районный конкурс «Песни поколений».
|
Панженская А.Л. –
педагог д/о
|
Грамота 3 место
|
31
|
Районный фестиваль детского художественного творчества школьников Арзамасского муниципального
|
Панженская А.Л. –
педагог д/о
|
Лауреаты II степени (1 чел.), Лауреат I степени (2 чел.), Лауреат III степени (2 чел.)
Участие (1 чел.)
|
32
|
Районный конкурс «Пасха красная»
|
Панженская А.Л. –
педагог д/о
|
Диплом II степени
|
|
Международный открытый вокальный видеоконкурс
« Зоряни витрила»
|
Панженская А.Л. –
педагог д/о
|
Диплом III степени
|
33
|
районный этап областного конкурса «Оранжевое солнце»
|
Камаева Е.А. –
педагог д/о
|
I место
|
34
|
областной конкурс детского творчества «Оранжевое солнце»
|
Камаева Е.А. –
педагог д/о
|
призер
|
Такая результативность говорит о том, что в ДДТ сложилось качественное образование, позволяющее обучающимся эффективно реализовывать свои способности, на деле применяя полученные знания для удовлетворения своих потребностей.
- Кадровый состав педагогических работников Дома творчества.
Образовательный процесс в течение всего учебного года осуществлялся высококвалифицированными кадрами. В ДДТ работает инициативный, творческий, работоспособный коллектив педагогов.
Наименование должностей
|
Кол-во
|
совместителей
|
заместитель директора
|
1
|
-
|
методист
|
1
|
-
|
Педагог-организатор
|
1
|
-
|
Педагог дополнительного образования
|
10
|
5
|
Педагогический коллектив отличается высоким уровнем профессионального мастерства: 69,3% первой категории.
Квалификация педагогических кадров (основных):
Учебный год
|
Высшая категория
|
1-я категория
|
2-я категория
|
Соответствие занимаемой должности
|
кол-во
|
процент
|
кол-во
|
процент
|
кол-во
|
процент
|
кол-во
|
процент
|
2013-2014
|
-
|
-
|
9
|
69,3%
|
1
|
7,7%
|
3
|
23,1%
|
Данные кадрового потенциала по стажу работы:
Учебный
год
|
До 5 лет
|
5- 10 лет
|
10 - 20 лет
|
Свыше20 лет
|
кол
|
%
|
кол
|
%
|
кол
|
%
|
кол
|
%
|
2013-2014
|
3
|
23,1
|
-
|
16
|
7
|
53,9
|
3
|
23,1
|
Педагогический коллектив Дома детского творчества характеризуется высоким образовательным потенциалом, по 46,2% педагогов имеют высшее и средне-специальное образование.
Уровень образования педагогических кадров:
Учебный
год
|
высшее
|
Среднее
профессиональное
|
среднее
|
кол.
|
%
|
кол.
|
%
|
кол.
|
%
|
2013-2014
|
6
|
46,2
|
6
|
46,2
|
1
|
7,7
|
Таким образом, педагогический коллектив Дома детского творчества характеризуется высоким профессиональным уровнем, уровнем квалификации, большим творческим потенциалом и активностью.
- Научно-методическая деятельность
Филиал МБОУ ДОД Дом детского творчества Арзамасского района – Чернухинский Дом детского творчества в 2013-2014 учебном году работал над методической темой: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра».
Исходя из целей и задач, поставленных перед педагогическим коллективом ЧДДТ на новый учебный год, главными задачами в методической работе следует считать:
- совершенствовать (модернизовать) содержание, формы и методы работы системы ДОД;
- постоянно развивать творческий потенциал педагогических работников, организовывая систематическое повышение их квалификации;
- развивать мировоззрение, профессионально-нравственные качества педагогов, готовить их к самообразованию и самосовершенствованию;
- предоставлять педагогическим работникам информацию по стратегическим направлениям развития системы ДОД;
- оказывать квалифицированную методическую помощь педагогам в инновационной деятельности, в разработке, апробации и экспертной оценке образовательных программ и учебно-методических пособий.
Работа ДДТ ведется в соответствии с календарно-тематическими годовыми планами. План участия в областных, районных и всероссийских мероприятиях выполнен полностью.
Методическая составляющая инфраструктуры Дома детского творчества ориентирована на поддержку деятельности каждого педагога. Этому способствовала работа методического совета, методического объединения педагогов дополнительного образования, открытые занятия и т.п. В 2013-2014 учебном году проведено 4 заседания педагогического совета:
- Утверждение плана работы ЧДДТ на 2013-2014 уч.г.
- Задачи муниципальной системы образования в связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Организация внеурочной деятельности при переходе на ФГОС.
- Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива.
- Одаренные дети и особенности работы с ними.
- Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения.
- Итоги работы ЧДДТ за 2013-2014 уч.г. и организация летней занятости и отдыха детей.
Проведено 4 заседания методического совета:
- Организационное
- Моделирование современного занятия в свете стандартов второго поколения
- Система мониторинга в УДОД
- Итоговое
Проведен семинар по теме: «Организация дополнительного образования детей: проблемы, находки, перспективы развития».
В 2013-2014 учебном году свою квалификацию подтвердили 8 педагогических работников:
- зам. директора Ганюшина Л.А. – соответствие занимаемой должности;
- педагог-организатор Кривоногова Н.А. - I категория;
- педагоги дополнительного образования: Рябова Т.В., Камаева Е.А., Цыбряев А.В., Ганюшин А.М. – I категория;
Ганюшина Л.А., Мерекина И.В., Плакунова З.П. – соответствие занимаемой должности.
Оказана консультативная помощь по содержанию учебной деятельности детских объединений, по методике планирования, по применению различных форм учебных занятий, по документации педагогов дополнительного образования, по составлению образовательных программ.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства педагогов была направлена на выполнение поставленных задач и формирование творческого компетентного ответственного работника способного к эффективной работе и готового к профессиональному росту. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов в этом учебном году осуществлялось через посещение семинаров, мастер-классов и открытых занятий, обучение на курсах повышения квалификации. Педагоги используют полученные знания как непосредственно при проведении занятий и мероприятий, так и при участии в конкурсах, создании информационной базы, оформлении нормативно-правовой документации, разработке дидактического сопровождения учебного процесса. Мастер – классы были даны педагогами на совещании РМО педагогов ДОД и классных руководителей, на совещании заместителей директоров по ВР, на научно-практической конференции «Любовью к Родине дыша…».
В течение года систематически велась работа по методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса. Разрабатывались методические рекомендации, пособия. Педагогам предлагались образцы документации, сценарный материал. Были подготовлены рекомендации по составлению поурочного планирования, памятки по структуре открытых занятий и мастер-классов, материалы по проведению самоанализа занятий, советы педагогу по работе с детьми различных категорий.
В прошедшем учебном году контроль методиста ЧДДТ был ориентирован на повышение эффективности результатов образовательного процесса, на выявление проблем и их корректировку. В течение учебного года использовались следующие виды контроля: тематический, обзорный, персональный (проводился с целью: оказания методической помощи; обобщения опыта; подготовки к аттестации). Методы контроля: наблюдение, изучение документации педагога, беседы. Контролем были охвачены основные направления деятельности ДДТ и педагоги.
Контроль осуществлялся:
-за выполнением образовательных программ;
-за наполняемостью и сохранностью контингента учащихся;
-за состоянием преподавания;
-за качеством ЗУН обучающихся;
-за состоянием воспитательной работы;
-за ведением документации;
-за повышением квалификации педагогов;
-за соблюдением охраны труда и пожарной безопасности;
-за работой с различными категориями детей.
Таким образом, педагогический коллектив Дома детского творчества характеризуется высоким профессиональным уровнем, уровнем квалификации, большим творческим потенциалом и активностью.
Анализ работы методической службы ДДТ за 2013-2014 учебный год позволяет сделать следующие выводы:
- единое образовательное пространство сохранено в полном объеме и систематизировано на основе преемственности основного и дополнительного образования;
- развита организационно-методическая и технологическая базы образовательных программ;
- в течение года были проведены мероприятия по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- отмечается рост профессионального уровня и мастерства педагогических работников филиала МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района – ЧДДТ.
- Воспитательная деятельность
Дополнительное образование детей – особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнка с учётом его интересов и потребностей. Оно является одной из составляющих сфер образования, которое учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности ребёнка. ЧДДТ уделяет большое внимание воспитательной работе в процессе обучения.
В 2013-2014 учебном году в основе работы филиала МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества лежит тема: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся».
Цель: Создание условий для формирования целостно-здоровой личности обучающихся, способной к самосовершенствованию.
Задачи:
1. Активизировать работу педагогического коллектива Дома детского творчества по использованию личностно-ориентированных форм, методов и приёмов обучения и воспитания обучающихся.
2. Разработать комплексные меры, направленные на обеспечение условий для сохранения здоровья обучающихся.
3. Расширить работу педагогического коллектива Дома детского творчества по внедрению инновационных процессов в деятельность Дома творчества.
4. Формировать мотивацию обучающихся к самосовершенствованию.
На основе выше поставленных задач были сконструированы воспитательный план и план методической работы учреждения.
Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную работу творческих объединений. Разделы плана воспитательной работы (интеллектуальное развитие, формирование нравственного поведения, воспитание эстетического отношения к действительности, воспитание патриотизма, освоение навыков трудовой деятельности, формирование положительных привычек, воспитание здорового образа жизни), в основном, выполнены.
В ходе воспитательного процесса использовались все основные виды деятельности:
- индивидуальная деятельность (беседы, консультации, участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, диагностика уровня воспитанности);
- групповая деятельность (КТД, соревнованиях, эстафетах, работа в творческих объединениях, концерты, огоньки, походы, чаепития);
- художественная деятельность - участие в художественной самодеятельности ДДТ, в районных конкурсах декоративно-прикладного творчества, фестивале патриотической песни «Песни поколений», «Наш дом – Земля» конкурс фоторабот «Хрустальная планета», конкурсе проектов и исследовательских работ «Отходы в доходы», Международном фестивале детского творчества «Звезды нового века», областном конкурсе «Новогодний серпантин», социальной рекламы «Мы выбираем жизнь», областном конкурсе «Оранжевое солнце», IV Региональный Вахтеровский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школ «Возвращением к истокам – 2014», VII Межрегиональный фестиваль мастеров художественной обработки ткани «Волшебная нить» и т.д.; занятия в творческих объединениях художественной направленности, сотрудничество со школами Чернухинской зоны, библиотеками, Музеем природы, ДК);
-ценностно-ориентировочная деятельность - тематические часы по ПДД («Правила поведения в транспорте», «Движение через железнодорожные пути», занятие-конкурс «По станциям правил дорожного движения», агитбригада и т.д.), по профилактике вредных привычек (День здоровья «Войдем в мир здоровья», День профилактики табакокурения, кл. час, посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом), беседы («Что такое коррупция», «Правила поведения или как я должен поступить» (антитеррористическое воспитание), «Чьи права нарушены», «Откуда берется коррупция», «Как избежать насилие», «Безопасность во время зимних, весенних и летних каникул» и т.д.), консультации, собрания, встречи с интересными людьми;
- общественная деятельность - шефская помощь пенсионерам и ветеранам села, уход за памятниками на территории села, участие в организации концерта ко Дню пожилого человека, акции «Дети - ветеранам», марафон милосердия «Спешите делать добро», участие в концертах в ДК ко Дню пожилого человека, ко Дню учителя, ко Дню матери, проведение акции «Подарок ветерану»;
- спортивно-оздоровительная деятельность реализация программы «Здоровье», проведение мероприятий в рамках программы, мероприятий по профилактике детского ДТП (Игра «» Знатоки правил дорожного движения», спортивная эстафета по ПДД, беседы – напоминания: «Минутки безопасности» и т.д.), проведение мероприятий по внедрению олимпийского образования «Сочи 2014» (Шуточный легкоатлетический кросс «На пути к олимпиаде», спортивная викторина «Олимпийские игры», Всероссийский паралимпийский урок, спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры» и т.д.) работа творческих объединений физкультурно-спортивной направленности;
- досуговая деятельность - традиционные праздничные мероприятия: музыкально-развлекательная программа «Краски Осени», Новогоднее - шоу музыкально-развлекательная программа «Тропинка сказок», праздничная программа ко дню матери «Супер-мама», игровая программа ко Дню ребёнка, развлечения, соревнования, конкурсы на лучшую снежную фигуру, открытку, работа в мастерской Деда Мороза, Ярмарка талантов и т.д.);
За год в филиале МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района - Чернухинский Дом детского творчества было проведено 51 мероприятие: 36 мероприятий внутри творческих объединений и 15- общих: музыкально-развлекательная программа «Краски Осени », новогоднее - шоу «Тропинка сказок», музыкально-развлекательная программа, посвященная Дню пожилого человека, праздничная программа ко дню матери «Супер-мама», игровая программа ко Дню ребёнка, «День открытых дверей», «95 года ВЛКСМ», Урок Конституции с участием прокурора, День героев Отечества, классные часы на тему «Минин и Пожарский – патриоты Земли русской, подведение итогов - «Ярмарка талантов», спортивная игра «Добры молодцы», Уроки мужества, конкурс –концерт к 8 марта «Музыкальная поляна», игровая программа «Татьянин день». Проведены акции милосердия «Помощь пожилым», работа в «Мастерской Деда Мороза», марафон милосердия «Спешите делать добро», фестиваль детского творчества, проведение мастер- классов для зам. директоров, учителей и учащихся района и Чернухинской зоны. Проведены конкурсы рисунков: «Сегодня в моде здоровый образ жизни», «Букет моей маме», «Новогодний серпантин», «Рисуем новогоднюю сказку», «Сигарета – как она есть», «Культура, ты в сердце моем», «Миру – ДА! Войне – НЕТ»; конкурс букетов «Калейдоскоп осени», конкурс новогодних украшений, на лучшую Новогоднюю открытку и на лучшую снежную фигуру. Были оформлены тематические стенды, посвященные: 20-летию Конституции РФ, Дню героев Отечества, Дню народного единства, всемирному дню борьбы со СПИДом, олимпиада «Сочи 2014», «Встань стеной против вредных привычек».
Гражданско - патриотическое воспитание в ДДТ ведется планово, системно и является одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Цель: Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей по становлению и личностному развитию юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Содержание обучения и воспитания в ЧДДТ направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Вели активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 69-летия Победы в Великой Отечественной войне. Были составлены планы мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, «70 славных дел». Согласно плану участвовали в акции «Малая капля в великое дело» (сбор материалов о работниках тыла в годы войны); акции по благоустройству памятников и обелисков «Памятники Отечества», акции «Открытка ветерану»; были проведены единые классные часы «Мир памяти, мир сердца, мир души», военно-патриотическая игра «Победа» и т.д.
Проведены следующие мероприятия:
День народного единства: оформлен тематический стенд, патриотический час «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»; классные часы, посвященные 20-летию Конституции РФ; мероприятие, посвященное дню героев Отечества; уроки мужества; встречи обучающихся с военнослужащими 40 армии и т.д.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие у обучающихся социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия и разнообразных творческих конкурсах.
Работа по формированию здорового образа жизни.
Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся также является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива и носит системный характер.
Были проведены мероприятия, посвященные всемирному дню борьбы со СПИДом; Дни здоровья; мероприятия по внедрению олимпийского образования «Сочи-2014»; провели всероссийский паралимпийский урок; спортивные эстафеты, викторины; профилактика табакокурения; декада по профилактике вредных привычек, футбольные, теннисные турниры и т.д.
Наш педагогический коллектив рассматривает нравственность, духовность как основу личности, поэтому формированию целостной научно-обоснованной картины мира, развитию познавательных способностей, приобщению к общечеловеческим ценностям и присвоению этих ценностей уделяет особое, приоритетное место в воспитательной деятельности.
Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являются предметом обсуждения на мероприятиях.
Стало традицией проведение Дня Матери. В этом году данное мероприятие включало: творческие мастерские «Подарок маме», конкур рисунков, фотовыставка «Мир и счастье для меня - мама», просмотр презентаций «Зря спорить не стану, но думаю, что лучшая мама на свете – моя!»; конкурсная программа «Супер мама!»; конверт желаний (пожелания мамам). Мероприятие, посвященное Дню пожилого человека: концерт, акция «Тепло наших рук»; праздник осени и т.д.
Провели месячник правовых знаний, в который вошел ряд бесед: «Права и обязанности несовершеннолетних», «Насилие в семье», «Коррупция. Понятие, ответственность» и т.д.
В ЧДДТ ведется экологическая работа среди обучающихся, родителей, педагогов и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на занятиях.
В рамках экологической направленности проведены следующие мероприятия: игра-викторина «Путешествие на родину растений», экологическая игра «Самый умный», акция «Помоги птицам», мероприятия, посвященные Всемирному Дню воды, День защиты Земли и т.д.
Организация работы по профилактике ДТП строится с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам (данное направление работы курирует педагог – организатор Кривоногова Н.А.)
В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в ДДТ систематически проводится методическая работа с педагогами, родителями по их подготовке к занятиям по правилам поведения на улицах.
Месячник пожарной безопасности, декады и месячник по безопасности дорожного движения давно вошли в традиционные дела ДДТ.
В ходе месячника в этом году были проведены следующие мероприятия: просмотры видеороликов; игра по ПДД «Мы по улице идем»; разработаны памятки для родителей «Для вас, родители!» и «Осторожно! Дорога!»; проведены ряд бесед, компьютерное тестирование; акции «Письмо пешеходу» и «Письмо водителю» и т.д.
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов и загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.
В период каникул учащиеся не остаются без внимания, согласно плану проводятся мероприятия, экскурсии, работают творческие объединения.
План воспитательной работы определяет систему конкретных мер, которые помогают детям интересно и полноценно проводить свой досуг, создаёт условия для всестороннего развития детей.
Воспитательная и культурно – досуговая деятельность носила планомерный характер. В поисках новых педагогических форм, приёмов и технологий педагоги ДДТ добились увеличения количества мероприятий, активных участников и зрителей, повышение качества культурно – досуговой деятельности через широкое применение технических средств, аудио и видео технологий, использование материалов сети Интернет.
Анализ работы педагогов показал, что во всех коллективах в течение года велась систематическая работа с родителями в оптимальных для них формах: родительские собрания, открытые занятия, участие в подготовке и проведении праздников, экскурсии и поездки на районные и областные конкурсы.
Решая задачи воспитания филиал МБОУ ДОД ДДТ Арзамасского района - ЧДДТ активно взаимодействует с различными социальными институтами: школой, средствами массовой информации, библиотеками, ДК.
5. Заключение
Анализируя работу ДДТ за прошедший 2013-2014 учебный год нельзя не отметить, что коллектив работоспособный, стабильный, возрос уровень преподавания на занятиях и как результат возрос уровень подготовки обучающихся в объединениях, педагоги стали активизировать свою методическую деятельность.
- Состав обучающихся ДДТ в течение учебного года оставался стабильным.
- Повысилась средняя посещаемость учебных занятий.
- Увеличилось число обучающихся с высоким уровнем освоения программ.
- Повысился уровень участия и побед в конкурсах различного уровня.
- Возросло количество массовых мероприятий и их участников по сравнению с прошлым годом
- Совершенствуется работа с родителями обучающихся.
- Расширяются социальные связи Дома детского творчества.
В связи с вышесказанным вытекают задачи на будущий 2014-2015 учебный год:
- Формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;
- Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре народов, населяющих наш край;
- Изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;
- Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большого числа обучающихся среднего и старшего возраста;
- Сохранение контингента обучающихся ДДТ;
- Повышение уровня обученности обучающихся ДДТ;
- Развитие взаимодействия и сотрудничества со всеми социально-просветительскими и оздоровительными учреждениями;
- Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДДТ.
|