Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 10:49

Чернухинский Дом детского творчества



Меню сайта
Категории раздела
Творческие отчеты [3]
к праздникам [1]
Разработки к совещаниям [1]
Мини-чат
Статистика

Сейчас с нами: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделимся с коллегами

Главная » Статьи » Сценарии » Разработки к совещаниям

Диагностика личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
скачать разработку

Уважаемые педагоги, я рада вас видеть на нашем очередном заседании методического объединения, тема которого «Диагностика личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». (название темы методического объединения вывешивается на стенд)  

Целями и задачами совещания методического объединения являются следующие:
  • Дать информацию о диагностике личностного развития ;
  • Проследить за динамикой личностного развития ребёнка;
  • Показать разнообразие диагностического инструментария и научить применять его на практике (на примере одного вида);
  • Вызвать у педагогов дополнительного образования интерес к данной теме и желание применить полученные знания на практике;

Нашу работу мне хотелось бы начать со слов К.Д. Ушинского:  «Чтобы воспитать человека во всех отношениях,  надо знать его во всех отношениях».   А вот узнать человека во всех отношениях мы можем благодаря психолого – педагогической диагностике. Психолого – педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально – психологических особенностей ребёнка и социально-психологических характеристик детского коллектива.  

Комплексная диагностика качества образования в УДОД включает в себя 3 аспекта: 
  • дидактический- включает работу по 2 направлениям: диагностика обученности изучает последствия обучения, достигнутые результаты, диагностика обучаемости предполагает измерение качеств деятельности в процессе обучения;
  • методический- включает анализ уровня и качества программ, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность;
  • психологический- направлен на повышение уровня социально- психологической адаптации, повышение коммуникабельности, креативности.
(названия выделенных аспектов выставляются на стенд)  

В связи с выделенными аспектами, диагностика проводится по 3 направлениям:  
  • развитие;
  • воспитание;
  • обучение.
(названия направлений выставляются на стенд)  

В зависимости от задач производится выбор диагностического инструментария, мне хотелось бы у вас спросить, какие методы диагностики вы уже применяли в своей практике?
  • наблюдение педагога (в том числе  участие в массовых мероприятиях , участие в общественной жизни коллектива и т.п.);
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • метод незаконченного предложения;
  • метод рисунка;
  • характеристика товарищей;
  • диагностическое собеседование.
(названия методов диагностики, в процессе называния их педагогами, выставляются на стенд)

Сейчас я предлагаю вам проследить за динамикой личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по 3 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.  
  • 1 блок – организационно- волевые качества- они являются основой деятельности любой направленности;
  • 2 блок – ориентационные свойства личности- побуждают активность ребёнка;
  • 3 блок – поведенческие характеристики- отражают тип общения со сверстниками.  
Именно эти качества выделены объектом наблюдения не случайно- педагоги УДОД  отмечают резкое снижение у учащихся организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определённые задачи и находить пути их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но не особо интересную работу, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе. Сегодня личностное развитие ребёнка осуществляется через его приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде . И кто, как не педагог дополнительного образования может заинтересовать своих воспитанников познанием самих себя. Ведь ,именно, от педагога зависит то, как будет происходить развитие личностных качеств, т.к. педагог является  организатором  учебно-воспитательной деятельности.  

Как вы помните, на последнем методическом объединении я проводила с вами анкетирование (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ) с целью:
  • определить уровень знаний в учебно-воспитательном процессе;
  • определить уровень ориентации в методике учебно-воспитательного процесса;
  • определить уровень умения организовывать учебно-воспитательный процесс.
Проанализировав данные результаты, полученные при анкетировании, я сделала определённые выводы.  (зачитываются результаты анализа анкетирования)  

Состав каждого блока личностных качеств можно проследить по таблице.    (на стенд вывешивается таблица)      
Показатели (оцениваемые параметры) КритерииСтепень выраженности оцениваемого качестваВозможное кол-во баллов Методы диагностики
1.Организационно-волевые качества: 


1.1.Терпение
Способность переносить известные нагрузки в течении определённого времени, преодолевать трудности-терпения хватает меньше чем на ½ занятия -терпения хватает больше чем на ½ занятия
-терпения хватает на всё занятие
1



5



10
н

а

б

л

ю

д

е

н

и

е
1.2.Воля  Способность активно побуждать себя к практическим действиям -волевые усилия ребёнка побуждаются извне
-иногда- самим ребёнком
-всегда- самим ребёнком
1



5



10
1.3.СамоконтрольУмение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)-ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне
-периодически контролирует себя сам
-постоянно контролирует себя сам
1



5



10 
2.Ориентационные качества:
2.1.Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям-завышенная -заниженная -нормальная1
5
10
Анкети- рование
2.2.Интерес к занятиям в детском объединенииОсознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы -интерес к занятиям продиктован ребёнку извне -интерес периодически поддерживается самим ребёнком -интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно
1



5



10
Тестиро- вание, анкети- рование
3.Поведенческие качества:
3.1.Конфликтность (отношение ребёнка к конфликту в группе)
Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации-периодически провоцирует конфликты
-сам в конфликтах не участвует, старается их избегать
-пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
0




5




10
Тестирование, Метод неза- конченного предложения, диагностичес- кое собеседо- вание 
3.2.Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела как свои собственные-избегает участия в общих делах
-участвует при побуждении извне
-инициативен в общих делах
0


5


10
Тестирование, наблюдение

Работа по предложенной технологии позволит содействовать личностному росту ребёнка, выявить то, каким он пришёл, чему научился , каким стал через некоторое время. К 1 группе показателей – организационно-волевым качествам – относятся:
  • Терпение. Это качество хотя и дано ребёнку от природы, поддаётся направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня у конкретного ребёнка наивысший бал ставится за то, если у ребёнка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.
  • Воля. Данное качество также можно целенаправленно формировать с раннего возраста. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребёнка выполнять определённую деятельность за счёт собственных волевых усилий, без побуждений извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребёнка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости. Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля ребёнка за собственным поведением. Ещё одним условием воспитания обсуждаемых качеств является выработка у учащихся веры в свои силы, избавления от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребёнка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
  • Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Показывает способен ли ребёнок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: Контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д. В таблице различаются 3 уровня самоконтроля: низкий- когда ребёнка практически постоянно контролируют извне; средний- когда ему самому периодически удаётся контролировать свои намерения и поступки; высокий- когда ребёнок способен постоянно контролировать себя сам.
Какие действия принимаете вы, чтобы побудить ребёнка к самоорганизации? ( ОТВЕТЫ )  

Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств учащихся наиболее распространён метод наблюдения.  

Ко 2 группе показателей – ориентационным качествам – относятся:
  • Самооценка. Это представление ребёнка о своих достоинствах и недостатках.  Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребёнка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения. Нормальная самооценка означает, что у ребёнка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одарённости, которую ребёнок воспринимает как превосходство над другими. Такая самооценка лишает ребёнка стимула к развитию, порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счёт других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны к работе над собой. Педагогу очень важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально ориентированной работы в группе. Для определения  уровня самооценки я вам предлагаю использовать такие методы диагностики: -Анкета «Уровни самооценки»
-Анкета «Оцени себя» 
-Тест «Лестница» 
-Методика Дембо-Рубенштейна «Определение уровня притязания» 
 ( СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
  • Интерес к занятиям. Дети начинают заниматься в кружке, секции под влиянием родителей, учителей, по совету и рекомендации своих друзей, по собственному желанию. Вполне естественно выделить в таблице  3 уровня интереса к занятиям у детей: интерес навязан извне, интерес периодически стимулируется извне, интерес поддерживается самостоятельно. В процессе занятий ребёнку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже когда таковые у ребёнка отсутствуют, с помощью воли, терпения и достижения определённых результатов интерес можно сформировать и развивать далее.

Уважаемые коллеги, какие же методы вы применяете для того чтобы привить у детей интерес к выбранному ими делу ? ( ОТВЕТЫ)  

Для диагностики интереса ребёнка к занятиям в детском объединении я вам предлагаю следующие методы:
-Анкета «Изучение мотивов выбора определённой деятельности»
-Тест «Портрет моей семьи»
-Метод незаконченного предложения «Моё любимое занятие»
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

К 3 группе показателей – поведенческим качествам – относятся:
  • Конфликтность (отношение ребёнка к конфликтам в группе). Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому. Что всякое индивидуальное развитие – это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный от уровня самооценки, присущей ребёнку. Завышенная самооценка нередко ведёт к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная- является препятствием для нормального общения, ибо такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность. Суть работы педагога состоит в том. Чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности.
А если всё же конфликт возник, какие действия вы предпримите для его устранения? (ОТВЕТЫ) 
Для диагностики отношения ребёнка к конфликтам в группе предлагаю использовать следующие методы:
-Тест «Терем-теремок»
-Диагностические собеседования «Склонность к авторитарным действиям», «Способен ли ты защитить свою позицию», «Определить способность уважать достоинство другого человека»
-Анкета «Каков наш коллектив»  (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ)  
  • Сотрудничество (способность ребёнка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между её участниками, а следовательно предполагает умение ребёнка как подчиняться обстоятельствам. Считаться с мнением других, в чём-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно этому в таблице выделены несколько уровней сотрудничества. Первоначальное определение уровня сотрудничества у учащихся можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение определённого вида деятельности. Дальнейшая работа педагога в этом плане д.б. связана с выяснением индивидуальных причин (у одних это лень, у других - страх показаться неумелым, неловким). Понимание причин облегчит поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.  
Для диагностики типа сотрудничества можно использовать в своей практике следующие методы:
  • -Тест на контактность
  • -Тест-игра «Расскажи мне обо мне»
  • -Тест «Знаете ли вы себя»
  • -Анкета «Межличностные отношения»
  • -Тест «Мой герой (идеал)»
  • -Тест «Психологическая совместимость (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ)  
А сейчас я тоже предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи мне обо мне». Благодаря этой игре, мы можем узнать на сколько хорошо знаете вы друг друга. (Каждому участнику предлагается набор с 33 карточками, на каждой из которых указано положительное или отрицательное качество: открытый, эмоциональный, мягкий, молчаливый, дерзкий, полагающийся на себя, откровенный, консервативный, общительный, послушный, серьёзный, застенчивый и т.д. Каждый участник, изучив содержимое карточек, выбирает те , которые характеризуют партнёров по игре и кладёт против них надписью вниз. После того, как карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его коллеги по работе). 

Технология диагностики личностного развития ребёнка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребёнка. Этой цели может служить :   (на стенд вывешивается таблица)  
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)  
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________ Возраст___________________________________________________________
Название детского объединения______________________________________
Ф.И.О.педагога ____________________________________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________________
Срок диагностики   показатели Первый год обучения   Второй год обучения   Третий год обучения   Начало уч.года Конец уч. года Начало уч.года Конец уч. года Начало уч.года Конец уч. года 1.Организапционно- волевые качества:   1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3.Самоконтроль             2.Ориентационные качества   2.1.Самооценка 2.2.Интнрес к занятиям в детском  объединении             3.Поведенческие качества:   3.1.Конфликтность 3.2.Тип сотрудничества   4.Личностные достижения учащегося

Заполнение карточки осуществляет педагог 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями. Полученные срезы позволяют  последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребёнка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью таблицы и карточки. 

Т.о., разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования даёт возможность определить степень освоения каждым ребёнком программы, выявить наиболее способных и одарённых детей, а так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

Наблюдая за личностным развитием ребёнка , педагог может использовать предложенный выше диагностический инструментарий или самостоятельно придумать анкету – опросник. Существует определённый алгоритм составления такой анкеты.
(на стенд вывешивается таблица с описанием методики составления анкеты – опросника)  

Как правильно составить анкету?  
Содержание
1.Определить основную задачу-проблему.
2.Подобрать соответственные вопросы.  Тип вопросов Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной.     Структура Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более анкеты сложные. Желательно группировать вопросы по смыслу.  Внешнее  Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, оформление  инструкцию по заполнению анкеты, а в конце следует поблагодарить участников за работу. Используя данный алгоритм, в процессе беседы получился следующий результат.  
Анкета – опросник: «Определение самооценки личности обучающихся»  
Ребята! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:  
1.Нравится ли тебе одиночество?
2.Какие положительные качества ты сам отмечаешь у себя ?
3.Какие ты отмечаешь у себя недостатки?
4. Тебе нравится помогать другим?
5.Быстро ли ты находишь решение в трудных ситуациях?  
Спасибо за откровенность! 

 Сегодня мы поговорили о диагностике личностного развития ребёнка, о динамике личностного развития, познакомились с разнообразием диагностического инструментария, на примере одного – применять методы  диагностики на практике, попытались составить анкету -опросник. Большое спасибо вам за работу!

Список литературы: 
  • Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.:  ОЦ «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.  
  • Беляева А.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации.-М.:  АРКТИ, 2005. -160 с.  
  • Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160 с.  
  • Журнал Дополнительное образование.- М., 2005 №1.  
  • Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой.- 2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004. – 96 с.    
  • Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практич. Пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалисиов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2005.- 324 с.
скачать разработку
                                                      
Категория: Разработки к совещаниям | Добавил: методист (08.02.2011)
Просмотров: 11447 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024