Роль индивидуально подхода в развитии личностных качеств на занятиях в объединении «Бисероплетение»
По мнению выдающегося
педагога В.А. Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему
можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности он отводил
педагогу: «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы,
перенесите изх огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание
ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к
миру детских интересов, - ничего не получится.»
Одним из требований,
предъявляемых к процессу развития творческих способностей, является учет
индивидуальных и возрастных особенностей личности учащегося.
Индивидуальный подход
в воспитании ребенка основывается на знании возрастных и индивидуальных
особенностей:
- темперамента
- характера
- состояния здоровья
- социальных факторов
(домашнее и другое влияние)
Развитие ребенка
требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. На занятиях в
объединении я стараюсь создать благоприятную психологическую обстановку, найти
слова поддержки для новых творческих начинаний; отметить каждую законченную
работу ребенка, показать ее всем детям, похвалить, одновременно сказать о
возникших и преодоленных трудностях, указать на допущенные ошибки.
Когда дети видят, что
их товарищ достиг определенного успеха – это вселяет веру в собственные силы,
они радуются за товарища. Это способствует
созданию атмосферы взаимоуважения, гордости друг к другу, воспитанию
чувства коллективизма.
При комплектовании
групп учитывается возраст детей, чтобы интересы учащихся в коллективе
совпадали.
В работе используются
все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд и обучение, что
помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и
воспитательных задач.
Овладение искусством
бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого
повторения за учителем. Затем предлагаются готовые схемы. А впоследствии
учащиеся самостоятельно начинают разрабатывать свои собственные схемы. Очень
важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения.
В обучении
бисероплетением , как и в других областях декоративно- прикладного искусства,
полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определенных
навыков. Поэтому учащимся предлагается
изучение техник в таком порядке, где каждая техника требует повторения
знаний предыдущей. Знания постепенно усложняются в зависимости от
индивидуальных особенностей.
В таких случаях
видно, кто на что способен и как этим способностям надо понимать.
По каждой теме,
изделия, выполненные в одной технике, но разные по степени сложности,
предлагаются на выбор.
Это дает возможность
учащимся оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям.
Тем самым реализуется
один из педагогических принципов - индивидуальный подход к учащимся.
Желание достичь
лучшего результата, превзойти себя, повысить своё мастерство возникает у детей
на протяжении всего периода обучения:
На первом этапе –
в ходе учебной игры;
На втором этапе –
в ходе проведения выставок;
На третьем этапе –
в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Результаты труда
приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывает на них глубокое эмоциональное
воздействие. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета,
фактуры, развивают у них умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям.
Учащиеся объединения
помогают изготовлять учебные пособия, стенды, оформляют школьные и
индивидуальные выставки.
Лучшие работы были
представлены на II областном конкурсе
профессионального мастерства педагогов д/о; на конкурсе «Новогодний серпантин»;
на районных выставках декоративно-прикладного творчества «Ярмарка талантов» и «Город
мастеров».
В этом году учащийся из
объединения «Бисероплетение» Алеша Гладышев принял участие в областном конкурсе
творчества «Смешарики ищут таланты», который проходил в Театре Юного Зрителя,
где был награжден поощрительным призом.
Будем помнить, что
мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной
влагой, и теплым солнышком, когда раскроются уникальные способности, данные
каждому ребенку от рождения. скачать текст доклада скачать презентацию